В Петербурге начали заполняться свободные площади в районных торговых центрах. По итогам 2022 года этот показатель снизился до 8,9%.
Такую тенденцию заметили аналитики консалтинговой компании NF Group (экс-Knight Frank Russia). По их данным, ТРК районного масштаба стали единственным сегментом среди торговых центров, где покупательский трафик был стабильным, а в некоторые месяцы даже рос по сравнению с аналогичными периодами 2021 года. Эксперты связывают это с последствиями пандемии — покупатели начали отдавать предпочтение шопингу рядом с домом.
В торговых центрах всех остальных типов, наоборот, наблюдался рост свободных помещений. В среднем по рынку вакантность увеличилась на 6,3 п. п., до 10,6%.
К концу 2022 года заметно сократилось количество брендов, приостанавливавших работу: с 46 до 28. Они занимают 3% от арендопригодной площади в ТЦ. Основная доля закрытых магазинов относится к категориям fashion (61%) и спорттовары (32%).
При этом в сегменте одежды и аксессуаров в 2022 году количество открытий магазинов (36%) превысило количество закрытий (32%). Среди иностранных брендов расширили присутствие немецкий Gerry Weber и нидерландский Mexx, из российских — Melon Fashion Group (Befree, Love Republic, Zarina, Sela), Gloria Jeans, Familia, "Снежная королева" и другие.
В сегменте товаров для дома наметилась отрицательная динамика. За год на открытия пришлось 4%, а на закрытия — 21%. В детском ретейле и товарах для будущих мам также больше закрытий. Вышедшие на рынок марки пока не смогли полностью заместить ушедшие.
Ротация среди гипермаркетов городского формата была связана с уходом финской сети Prisma и открытием на этих площадях "Перекрёстка".
Наибольшие трудности среди арендаторов торговых центрах испытывают кинотеатры. По итогам года они занимают 6,2% площадей в торговых центрах Петербурга, а до пандемии их доля составляла 7,3%
По прогнозам, доля свободных площадей в торговых центрах продолжит расти. Пессимистичный сценарий предполагает рост пустующих помещений до рекордных 13-14%. Более реалистичный предусматривает пик вакантности на уровне 12% к концу I квартала 2023 года, после чего ТЦ начнут заполняться российским и азиатскими ретейлерами, а также теми европейскими брендами, которые остаются на рынке.
Как писал "ДП", во время новогодних каникул посещаемость торговых центров в Москве и Петербурге снизилась. Эксперты связали эту тенденцию с экономией и скудным ассортиментом.
В конце сентября ТЦ Петербурга зафиксировали снижение посещаемости на фоне частичной мобилизации. Также существенное падение трафика было весной.