Выживают только те, кто делает ставку на быструю и эффективную монетизацию. "Голые" идеи больше не в цене.
В 2022 году инвестиционные фонды с иностранным капиталом сворачивали свою деятельность в России. Снижение активности затронуло всех — как бизнес–ангелов, так и классических инвесторов, которые практикуют вложения в "твёрдые" активы и время от времени обращают внимание на молодые IT–проекты. Изменения напрямую повлияли на владельцев стартапов, привыкших рассчитывать на получение венчурного инвестирования. "Судорожный поиск способов монетизации, порой напоминающий натягивание совы на глобус, — вот во что превратился поиск инвесторов.
Время венчурного разгула завершилось. Ситуация с геополитической обстановкой, экономическая турбулентность стали мультиплицирующими факторами, умножающими на ноль идеи, которые в настоящем времени не носят прикладного характера" — так в беседе с корреспондентом "ДП" охарактеризовал ситуацию 2022 года основатель Startup Family Александр Ружинский.
Проблемы взросления
Эксперты абсолютно солидарны в оценках того, что в прошлом году венчурный рынок рухнул. Директор по развитию Союза организаций бизнес–ангелов (СОБА) Луиза Александрова рассказала, что в 2022 году у них прошло гораздо меньше сделок по выделению проектам ангельских инвестиций, чем годом ранее. За последние пару лет акценты на рынке и так сместились под влиянием пандемии коронавируса, но события ушедшего года значительно укрепили эти тенденции. Основное качество, которым сейчас должны обладать проекты, претендующие на получение инвестиций, — понимание способов достижения финансовой эффективности. Даже если речь идёт о том, что продукт начнёт приносить доход через год. На разных этапах жизни стартапа модель монетизации может меняться, но она должна быть. И далеко не все считают это изменением к худшему.
Как отмечает генеральный директор "Ланит–Терком" (входит в группу "Ланит") Вадим Сабашный, идеи, основанные на философии создания интересного продукта, которым "кто–то точно будет пользоваться" и который в дальнейшем можно будет продать крупной технологической компании, на практике не приносят коммерческого успеха. "Становление бизнес–подхода к стартапам свидетельствует о взрослении отрасли, о приходе в команды даже на начальных стадиях профессионалов не только в технической части, но и в бизнесе, продвижении. Формируется более целостный, продуктовый подход. Я рад этой ситуации: в перспективе это позволит отечественному рынку получить больше качественных IT–решений, а в дальнейшем экспортировать их на рынки дружественных стран", — считает он.
Заместитель директора по инвестициям MTS AI Игорь Ярунов отмечает, что стартапы, не имеющие внятной модели монетизации, вымирают обычно на 4–6–й месяц работы, когда у создателей заканчиваются деньги. Он добавляет, что при росте рисков, в момент любой неопределённости на рынке, происходит смещение в сторону проверенных бизнес–моделей относительно потенциально прорывных решений.
Но главной проблемой сегодня, по мнению Сабашного, стало даже не усложнение получения денег. Фаундерам предлагается много форм государственной поддержки, корпоративных акселераторов. Да и частные инвесторы готовы поддерживать интересные проекты, пусть и с меньшим энтузиазмом. Однако отечественный рынок составляет всего несколько процентов от мирового. И каналы продаж на рынках дружественных стран ещё не достаточно налажены.
Рост во время чумы
Говорить о полной остановке развития рынка стартапов в 2022 году, к счастью, не приходится. Уход иностранных компаний из России привёл к освобождению ниш, которые теперь могут занять локальные разработчики. Некоторые проекты в прошлом году выстрелили именно за счёт этой ситуации.
Петербургскому проекту Pruffme (софт для видео–конференц–связи) в прошлом году удалось увеличить выручку с 68 млн до 80 млн рублей в год. Основатель проекта Сергей Подузов рассказал "ДП", что после февральских событий его компании пришлось в экстренном порядке перевозить парк серверов из Германии в Россию. Напомним: в правительстве тогда заявили о готовности покупать софт только у компаний из российского реестра ПО, попадание в который предполагает расположение всей серверной архитектуры на территории страны.
"За 3 месяца мы перевезли все серверы, к концу мая вошли в реестр российского ПО, что позволило нам работать с вузами и компаниями с госучастием. Например, если в конце 2021 года у нас было порядка 20 вузов, то в конце 2022–го — 86, в том числе Санкт–Петербургский государственный институт кино и телевидения (СПбГИКиТ)", — говорит Сергей Подузов. По его оценке, порядка 70% представителей бизнеса и многие вузы ещё продолжают использовать для своей работы Zoom. "Осложнение работы с этим софтом и уход из страны Microsoft Teams спровоцируют высокую конкурентную борьбу между отечественными решениями в 2023 году. На рынок решений для ВКС вышли VK, “Ростелеком”, “Яндекс”, также МТС купил Webinar. Однако мы понимаем, что отечественным решениям новая реальность даёт шанс получить лидерские позиции", — оптимистично рассуждает Сергей Подузов.
Ещё один успешный петербургский кейс — low–code–система CodeCruiser, позволяющая создавать широкий спектр дата–центрических систем типа ERP/CRM /BPM /DMS. Как отмечают эксперты, такие системы стоят дорого. Зарубежные компании, которые их предлагали, ушли, что дало компании возможности для развития.
Главным в вопросе развития стартапов остаётся наличие в стране рынка, на который фаундер выводит продукт. "Всё, что связано с криптовалютой и NFT, не имеет рынка в России. Слабо развит рынок health mental. Люди интересуются проектами на нём, но пока не готовы платить им много", — говорит Луиза Александрова.
О ценностях не спорят
Многие создатели проектов в прошлом году покинули Россию. Особенно это коснулось тех, для кого развитие компании являлось вопросом достатка. Многие из тех, для кого бизнес был чем–то ближе к хобби, пошли работать по найму. А вот новичков среди создателей стартапов на рынке теперь мало. Александр Ружинский поделился, что в июне собирается провести традиционный фестиваль White Night Startup, но найти участников конкурсной программы оказалось крайне сложно.
"Проведя первичный мониторинг, мы поняли, что показывать особо нечего. Поэтому решили указать в теме следующего фестиваля проекты подростков без претензий на финансовую эффективность", — признаётся он.
И всё же эксперты надеются на восстановление инвестиционной активности на рынке: стартапы сродни научной деятельности, их отсутствие приведёт к остановке технологического прогресса. Рассчитывать, что с уходом частных инвесторов за молодые энергичные проекты возьмётся государство, не приходится.
"Государство — крайне неэффективный собственник и инвестор. Это также крайне неэффективный институт поддержки предпринимательства, в частности стартапов", — указывает Ружинский.
По мнению Луизы Александровой, нынешний рынок открылся для российских инновационных решений, но тем, кто выходит на него, крайне важно уметь продавать свой продукт. Необходимо понимать, основатель собирается развивать проект в России или релоцировать его за границу и работать там. Вырастить венчурный бизнес в России и вывести его на международные рынки в ближайшее время вряд ли получится, однако для некоторых это не является приоритетом. "Всё зависит от ценностей, далеко не всем нужны миллиарды в долларах, не все готовы гнаться за ними. А возможность иметь высокий растущий доход и хорошую прибыль, занять лидерские позиции на российском рынке при грамотной бизнес–модели и умелых продажах сегодня остаётся", — говорит она.