Смольный, скорее всего, не оставит попытки консолидировать теплосетевую инфраструктуру Петербурга. Вариант отдать трубы в частные руки, как это сделали 10 лет назад в Москве, Северной столице сейчас не подходит.
Потенциальное слияние городского ГУП "ТЭК Санкт–Петербурга" и АО "Теплосеть Санкт–Петербурга", контрольный пакет акций которого находится во владении ПАО "ТГК–1", обсуждается уже по меньшей мере 8 лет, но всё ещё ни чиновники Смольного, ни менеджмент "Газпрома" не смогли разработать схему, при которой все бы остались довольны.
Вокруг да около объединения
ОАО "Теплосеть СПб" учреждено в 2010 году на базе сетевого предприятия филиала "Невский" ТГК–1. В том же году новообразованное предприятие получило от ГУП "ТЭК СПб" 1,7 тыс. км сетей в обмен на 25% своих акций.
Евгений Хачатуров, занимавший в то время пост генерального директора "Теплосети", заявлял, что за 10 лет компания повысит надёжность коммуникаций до "уровня, отвечающего европейским нормам". Оценили идею в 60 млрд рублей, которые собирались привлечь за счёт кредитов и собственных средств компании. Но уже в 2013 году мажоритарный акционер ТГК–1 — ООО "Газпром энергохолдинг" (ГЭХ) — осознал нежизнеспособность концепции. Гендиректор ГЭХ Денис Фёдоров, остающийся в должности и по сей день, тогда говорил, что в "Газпроме" не понимают, откуда взять источники необходимых миллиардов, и сетовал на низкие тарифы в Санкт–Петербурге.
В 2014 году между Смольным и ТГК–1 начались переговоры о выкупе городом активов "Теплосети", но стороны расходились в цене. В конце концов согласились, что Петербург получит оставшиеся ¾ акций "Теплосети" за 6 млрд рублей, но сделку остановил совладелец ТГК–1 — финский концерн Fortum, обладающий блокирующим пакетом акций. Финский менеджмент не согласился с предложенной ценой "Теплосети", которая оказалась минимум в 4 раза ниже рыночной.
На следующие несколько лет разговоры об объединении отложили, а инвестпрограмма "Теплосети" тем временем продолжала страдать от недофинансирования. В 2018 году Смольный и ГЭХ задумались об обмене котельных ГУП "ТЭК СПб" на трубы "Теплосети" — тогда генерация тепла и его передача оказались бы разделены. Но многие не оценили идею оставить городу убыточные сети, а эффективные котельные отдать "Газпрому". Спикер ЗакСа VI созыва Вячеслав Макаров охарактеризовал схему как "аферу века".
В итоге в 2019 году консенсус всё–таки был достигнут. Смольный обязался вкладывать средства в инвестиционную программу "Теплосетей" в обмен на допэмиссию акций предприятия. За период с 2019 по 2021 год казна Петербурга суммарно инвестировала в компанию 7 млрд рублей, доведя свою долю до 39,48%. К 2025 году город надеялся завладеть контрольным пакетом. Однако в 2022–м запланированный выпуск акций на 2,56 млрд рублей отложили, а из бюджета на 2023 год эту строку расходов исключили.
О причинах остановки программы стороны не распространялись, однако ближе к концу года "Фонтанка" сообщила о готовящейся встрече губернатора Санкт–Петербурга Александра Беглова с главой "Газпрома" Алексеем Миллером, по итогам которой должна была стартовать проработка дорожной карты мероприятий по полному выкупу городом "Теплосети". Однако воз и ныне там.
Близнецовый эксперимент
В итоге "Теплосеть СПб" демонстрирует удручающие показатели эффективности. Доля сетей старше 25 лет превышает 50%, а удельная повреждаемость в 2 раза выше, чем в зоне ответственности ГУП "ТЭК СПб".
Здесь интересно обратить внимание на столичный опыт. В Москве по итогам реформы РАО "ЕЭС" почти все тепловые сети и часть котельных оказались в ОАО "МОЭК". Владельцем 90% компании была мэрия Москвы. Генерирующие мощности остались у ОАО "Мосэнерго" с мажоритарным акционером в лице ГЭХ.
Однако в августе 2013 года МОЭК приватизировали. На аукционе по стартовой цене 98,6 млрд рублей весь пакет акций мэрии выкупил "Газпром энергохолдинг", став таким образом почти монополистом на столичном рынке теплоснабжения. Торги сильно критиковались. Высказывались мнения, что выкуп актива государственной компанией по сути приватизацией не является.
Также аукцион проводили в спешке и продали весь пакет акций мэрии целиком. Как считали эксперты, его можно было разбить на несколько долей и продавать постепенно разным частным собственникам. Темпы "приватизации" объясняли желанием поскорее избавиться от хронически убыточной компании.
До перехода в руки "Газпром энергохолдинга" МОЭК много лет не видела прибыли. По итогам 2012 года чистый убыток компании превысил 3,4 млрд рублей, а в 2013–м — 8 млрд. Но после встраивания в вертикаль "Газпрома" убытки МОЭК стали сокращаться: в 2016 году компания вышла в плюс с прибылью 929 млн рублей. Более того, все последующие годы чистая прибыль только росла и по итогам 2021 года составила уже 15,6 млрд рублей.
Самоустранение мэрии Москвы от управления городскими теплосетями не привело к коллапсу системы. Согласно схеме теплоснабжения столицы, актуализированной на 2023 год, МОЭК управляет 17 тыс. км труб — 93% городской инфраструктуры по протяжённости. Причём соотношение между магистральными и распределительными сетями в городе практически 1:1, тогда как в Санкт–Петербурге инфраструктура более разветвлённая — протяжённость распределительных трубопроводов в 5,5 раза превышает длину магистральных.
Доля трубопроводов в зоне ответственности МОЭК, проложенных до 1996 года, вплотную приближается к 30%. Показатель повреждаемости трубопроводов компании составляет 0,44 инц. / км для распределительных сетей (в 2019 году) и 0,067 инц. / км для магистральных.
Таким образом, повреждаемость на московской теплораспределительной инфраструктуре примерно сравнима с показателями ГУП "ТЭК СПб". А вот "Теплосеть СПб", под контролем того же самого ГЭХ, обладает показателями почти вдвое хуже.
Всему своё время
Как замечает генеральный директор ООО "Инноватика" Дмитрий Стригуненко, Москва — регион с особым статусом и сравнивать его с Петербургом в данном контексте не совсем корректно. При этом, говорит он, главная задача единой теплоснабжающей организации — производить модернизацию своей инфраструктуры. Это может быть и на основе государственно–частного партнёрства, и средствами собственной инвестпрограммы, если позволяет тариф.
И эта единая компания вполне может быть частной. "Общее огосударствление экономики хорошо только до определённого этапа. Потом это превращается в плановое хозяйство, которое, как показывает и мировая, и российская практика, теряет в эффективности перед частными предприятиями. Потому что госаппарат обязан отчитываться о своей деятельности вплоть до министерства — и работа всей этой вертикали закладывается в стоимость предприятия, а частная компания мобильнее, и она быстрее адаптируется под изменения экономики", — рассуждает Дмитрий Стригуненко.
Доцент кафедры государственного и муниципального управления РАНХиГС Санкт–Петербург Екатерина Кузнецова считает, что передавать все теплосети Петербурга частной структуре, руководствуясь только столичным опытом, в сегодняшней геополитической и внутренней экономической обстановке рискованно.
"В Москве переход происходил в других обстоятельствах и под жёстким контролем правительства города. Теперь же в некоторых регионах (например, в Ленинградской области) речь идёт о прекращении возмещения разницы ресурсоснабжающим организациям между экономически обоснованным тарифом и тарифом для населения. В этих условиях с учётом недофинансирования и искусственного сдерживания тарифов вряд ли на данный момент передача в частные руки целесообразна", — предупреждает Екатерина Кузнецова.