Вторая по величине электросетевая компания Ленинградской области — ПАО "ЛОЭСК" — рассталась с одной из двух "дочек". "Зелёная" энергия оказалась слишком сложной.
С середины января изыскательское ООО "Водородный парк" принадлежит своему генеральному директору Александру Волковому, который возглавляет компанию с момента создания. До недавнего времени единственным собственником было ПАО "ЛОЭСК", 75,01% акций которого принадлежат ООО "Росток" миллиардера Ильи Трабера и его бизнес–партнёров.
Излишне трудоёмко
ООО "Водородный парк" зарегистрировано в декабре 2021 года в Петербурге. С момента основания и до 12 января 2023 года компания на 100% принадлежала ПАО "ЛОЭСК". Основным видом деятельности указаны "инженерные изыскания, инженерно–техническое проектирование, управление проектами строительства, выполнение строительного контроля и авторского надзора, предоставление технических консультаций в этих областях". Сведения о финансовой отчётности компании за всё время её существования в СПАРК отсутствуют.
В ЛОЭСК отказались комментировать выход из уставного капитала "дочки". О причинах этого рассказал владелец 15,84% ООО "Росток" Артём Бегун:
“
"Мы планировали создать производство водорода как топлива для “зелёной” энергетики, для чего и учредили “Водородный парк”. Но это оказалось намного сложнее, чем мы думали. Для водородного производства требуется “зелёное” электричество от гидро– или атомной электростанции. В нашем случае требовалось прямое подключение от ЛАЭС, огромное количество согласований и множество других нюансов, которые представляются нам излишне трудоёмкими — это стало ясно при углублении в проблему. Поэтому решили отказаться от проекта и сосредоточиться на намного более понятном производстве метанола в Усть–Луге, для чего приобрели компанию “Балтийский метанол”", — говорит бизнесмен.
По стопам Илона Маска
Особенность водородной энергетики в том, что водородное топливо не сжигается. Водород вступает в реакцию с кислородом, в результате чего вырабатывается электричество, которое питает мотор. Водородный транспорт по сути электрический, но вместо аккумуляторов используются специальные ёмкости с водородом. Основная сфера применения водородного топлива — автомобили и железнодорожные локомотивы. В последние 20 лет разработкой водородных автомобилей занимались практически все крупные автоконцерны, однако до массового производства не дошёл никто. Илон Маск раскритиковал идею автомобилей на водородном топливе. По его словам, отсутствие экономически выгодного способа получения водорода делает водородный транспорт как минимум вдвое дороже электрического.
По данным портала Mashnews, дальше всего в применении водородных топливных элементов продвинулся железнодорожный транспорт. В Германии насчитывается 14 водородных поездов с запасом хода до 1000 км. В декабре 2022 года китайская компания CRRC закончила постройку поезда на водородных топливных элементах, который на одной заправке может проехать 600 км. Индия заявила, что первый водородный поезд собственной разработки будет запущен в декабре 2023 года.
Между тем о реализации двух водородных проектов заявила в начале года АФК "Система". Её компании, включая АО "Ситроникс", владеющее петербургским АО "Ситроникс КТ", планируют довести в этом году до испытаний беспилотный вертолёт и речное судно, работающие на водородном топливе.
Перегруппировка активов
Узнать о планах создания водородного производства у нынешнего владельца и генерального директора "Водородного парка" Александра Волкового не удалось — доступные автору "ДП" его контакты не активны.
По данным Государственного информационного ресурса бухотчётности с актуализацией на февраль 2022 года, выручка бывшего владельца "Водородного парка" ПАО "ЛОЭСК — электрические сети Санкт–Петербурга и Ленинградской области" за 2021 год оценивается в 8,7 млрд рублей, стоимость чистых активов — в 14,5 млрд рублей. ЛОЭСК — вторая после "Ленэнерго" электросетевая компания Ленобласти. В начале 2019 года аудиторы KPMG оценивали 75% акций ЛОЭСК в 10 млрд рублей. Частных энергетических компаний сопоставимого размера в России немного: в Кемерово, Иркутске, Самаре, Курске и Карелии. Инициатором создания ЛОЭСК считается бывший губернатор Ленобласти Анатолий Сердюков.
После отказа от долей "Водородного парка" у ЛОЭСК осталась одна "дочка" — ООО "Региональные электрические сети" (РЭС) с выручкой около 1 млрд рублей. ЛОЭСК приобрела эту компанию летом 2019 года и тем самым зашла на энергорынок Петербурга. РЭС — одна из 13 энергосетевых компаний города.
Незадолго до отказа от "Водородного парка" бизнес–группу Ильи Трабера покинул её основной топ–менеджер — бывший генеральный директор ЛОЭСК Андрей Сизов. В разные периоды времени он возглавлял принадлежащие Траберу и партнёрам ООО "Приморский УПК" (инициатор строительства крупного портового комплекса в Приморске) и ООО "Балтийский метанол". Кроме того, Андрею Сизову принадлежали небольшие пакеты долей "Ростока" и этих двух компаний. Именно Андрея Сизова считают инициатором создания в бизнес–группе Ильи Трабера водородного производства и учреждения для этого компании "Водородный парк".
Выход ЛОЭСК из уставного капитала "Водородного парка" — третий за последние годы случай, когда компания из бизнес–группы Ильи Трабера отчуждает активы. В 2021 году миллиардер продал ООО "Новые коммунальные технологии", переваливавшее в Усть–Луге уголь, "Русхимальянсу", строящему там же крупный газохимический комплекс. В 2022–м Трабер окончательно отказался от незадолго до того приобретённых им долей компаний группы "Аксель" — покупка не оправдала ожиданий.