ЦБ отчитался, что в 2022 году выявил 2 тыс. финансовых пирамид (в 2,3 раза больше, чем в 2021 году), 1,2 тыс. нелегальных участников рынка ценных бумаг (годовой рост в 1,4 раза), а также 1,7 тыс. "чёрных кредиторов" (в 1,8 раза больше).
В ЦБ отмечают, что практически все пирамиды и нелегальные предприятия действовали в онлайн–пространстве. В интернет также перебрались 43% "чёрных кредиторов". Ведомство оценивает потери россиян от участия в финансовых пирамидах ежегодно в 10–12 млрд рублей. Резкий рост нелегальной финансовой активности в онлайне был замечен Банком России ещё в 2021 году. Оживление мошенников ведомство связало с активным развитием мессенджеров и соцсетей, а также ростом интереса граждан к инвестициям. При этом преступники не стеснялись открыто покупать рекламу у популярных блогеров. В этом году, как и годом ранее, создатели финансовых пирамид использовали в качестве основной приманки криптовалюты.
Павел Катков, юрист, член комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций, полагает, что мошенники выбрали мессенджеры по двум причинам: "Первая — массовость. Мессенджеры собрали колоссальную аудиторию и продолжают наращивать её. Поэтому все, кто что–то хочет этой аудитории продать, законного или незаконного, идут туда. Вторая — лёгкость заметания следов. Широкие возможности по сохранению анонимности, предоставляемые, например, мессенджером Telegram, и жёсткая позиция компании по отношению к конфиденциальности пользователей (даже если они подозреваются в совершении тяжких преступлений) делают такие площадки удобным инструментом для подобных действий".
Дмитрий Гачко, венчурный инвестор и основатель ГК Itglobal.com, замечает, что пирамиды в интернете порой похожи на настоящие работающие сервисы: инвестиционные, финансовые и т. д. "Если раньше нужно было в чём–то убеждать, то сейчас можно притвориться какой–нибудь “инновационной криптобиржей”, и люди сами принесут деньги", — подчёркивает эксперт.
Играет роль и развитие онлайн–сервисов, которые всё чаще интегрируются с мессенджерами. "Сейчас некоторые банки переносят свои сервисы в мессенджеры, и долго ждать мошенников не стоит — для них это станет настоящей находкой. Процент спрогнозировать сложно. Чтобы примерно представлять объём, нужно смотреть, как развиваются финансовые технологии. На каждую из них мошенники придумают несколько схем, как выкачивать деньги. И проблема тут не в безопасности этих сервисов, а, как обычно, в человеческом факторе", — подытожил Гачко.
Напомним: ранее "ДП" сообщал, что на мессенджеры начали переключаться и телефонные мошенники. Теперь они звонят через WhatsApp или Telegram, представляются сотрудниками правоохранительных органов, запугивают жертву и выманивают у неё данные банковских карт якобы для расследования. В мессенджерах не существует антиспам–фильтров, а звонки через них бесплатны. Мобильные операторы же тем временем, наоборот, усиливают борьбу со спамом и мошенниками, усложняя преступникам жизнь.