Госдума РФ в третьем чтении приняла законопроект о штрафах за отсутствие счётчика аудитории у сайтов. Документ отправлен на рассмотрение в Совет Федерации. Штрафы за отсутствие счётчика будут достигать 100 тыс. рублей для должностных лиц и 500 тыс. для организаций. А при повторном нарушении могут быть увеличены.
Теперь владельцы информационных ресурсов, объёмы которых подлежат исследованию, должны обеспечить возможность установить для этого специальную программу. Из текста закона не вполне ясно, будет ли эта информация публичной. Вероятнее всего, она будет закрытой.
“
"Насколько мне известно, сейчас эта инициатива касается только 79 ресурсов, выбранных Роскомнадзором. В основном это крупные медиаресурсы и соцсети ("Кинопоиск", "Яндекс.Новости", YouTube). Даже если это будет расширено на другие ресурсы, то я не вижу какой–то угрозы именно для бизнеса. Внедрить ещё один скрипт на сайт не составляет труда. Мы и так бесплатно отдаём данные о пользователях корпорациям, внедряя Google.Analytics или “Яндекс.Метрику”", — комментирует Александр Грищенков, CTO digital–агентства Molinos.
Он поясняет, что счётчик аудитории сайтов полезен для предоставления детальных статистических данных. Это позволяет понять, как пользователи взаимодействуют с сайтом, сколько времени они на нём проводят, из каких стран приходят и каковы поведенческие характеристики аудитории.
Основная критика законопроекта касается передачи персональных данных, по которым можно отследить конечного пользователя по IP и геолокации. Как считает эксперт, основной массе потребителей это безразлично, а те, кого это заботит, уже умеют скрывать свои данные.
Алексей Уфимцев, генеральный директор digital–агентства "СайтАктив", считает, что новая инициатива — продолжение темы по повышению прозрачности в онлайне, следующая после принятия закона о маркировке рекламы.
"Какие системы учёта посещаемости будут требовать ставить и какие данные кому выдавать — вопрос пока открытый. Возможно, следующим шагом будет внедрение некой государственной системы учёта и анализа трафика на сайтах", — рассуждает он.
Также распространители рекламы на ресурсах с аудиторией свыше 100 тыс. пользователей в течение суток должны бесплатно размещать социальную рекламу в пределах 5% годового объёма. Алексей Уфимцев замечает, что фактически у бизнеса заберут часть доходов в пределах 5%, предназначенных для социальной рекламы. Кроме того, пока непонятны критерии выбора сайтов из–за размытых формулировок. За несоблюдение предусмотрены штрафы от 100 тыс. до 1 млн рублей.