На этой неделе Росстат опубликовал данные об основных итогах 2022 года в экономике и социальной сфере. Сегодня, 10 февраля, цифры по Петербургу и Ленобласти обещает выпустить Петростат, впрочем, в сводных таблицах Росстата перечислены все регионы страны, поэтому пища для размышлений есть и в отношении города.
На первый взгляд всё выглядит очень неплохо. Да, страна столкнулась с очередным кризисом, но не более серьёзным, чем все те, что случались за последние 10–20 лет. Во всяком случае ничего даже близко похожего на крах российской экономики, который пророчили некоторые эксперты, не наблюдается. ВВП (в первом приближении, как отмечает Росстат) снизился всего на 1,6%, индекс промышленного производства — на 0,6%. Даже за последнее десятилетие бывало похуже. В Петербурге промышленность в 2022 году и вовсе показала рост. Судя по всему, остановившийся автокластер с лихвой компенсировала оборонка.
Итоговую инфляцию Росстат оценил в 11,5% в Петербурге и в 11,9% по стране. Опять же, например, в 2015 году она была выше. Зарплаты практически не отстают от роста цен, реальные располагаемые денежные доходы в небольшом минусе, но и это обычная ситуация для последних лет.
Впрочем, отдельные показатели всё же вызывают беспокойство. На 6,7% упал по стране оборот розничной торговли. Более серьёзный провал Росстат зафиксировал только однажды — по итогам 2015 года, на фоне "крымских" санкций и падения рубля. Что же касается Петербурга, то падение на 12,5% беспрецедентно как минимум с 2000 года. Судя по опубликованным данным, сильнее сократились продажи непродовольственных товаров, что логично — так всегда происходит во время кризисов. Но и продовольственная торговля тоже в минусе даже без учёта инфляции. То есть люди начали экономить на еде.
Впрочем, сфера общественного питания держится в плюсе — на 4,7% по всей стране и на 8,5% в Петербурге. Сфера услуг увеличила обороты на 3,2% и 4% соответственно.
Но есть ещё одна группа показателей, которая, может быть, важнее всех предыдущих. Это демография. Численность населения страны сократилась на 544 тыс. человек, примерно как и за 2021 год, когда бушевал COVID. Смертность по сравнению с позапрошлым годом снизилась, выйдя на уровень 2020–го, но рождаемость продолжает падать. И как государство собирается убедить российские семьи рожать детей, пока не очень понятно.