09:0714 февраля 202309:07
1270просмотров
09:0714 февраля 2023
Лондон в начале февраля представил свою новую стратегию по Арктике. Британия намерена существенно усилить участие в заполярных делах: не будучи арктическим государством, уже в обозримом будущем она планирует играть "ключевую роль" в высоких широтах.
Это уже третий политический документ такого рода, выходящий из-под пера британских стратегов — первые два были опубликованы в 2013 и 2018 годах соответственно. В отличие от предыдущих, новая арктическая доктрина ориентирует Лондон на агрессивный заход в Арктику под предлогом обеспечения её "защиты" от России. Никакого альтруизма в стремлении крепить арктическую оборону нет: как явствует из доктрины, Британия имеет вполне прагматичные интересы, выражающиеся в обеспечении собственного доступа к природным ресурсам и транспортным маршрутам региона.
Ключевым методом для расширения влияния станет усиление военно-политического присутствия за полярным кругом. В этом Лондону должны помочь как имеющиеся, так и новые завязки с западными арктическими странами. Прежде всего речь идёт о взаимодействии по линии НАТО, членами которого являются и Великобритания, и все западные заполярные государства, кроме Финляндии и Швеции. Впрочем, последние де-факто и так вовлечены в деятельность альянса, а формальное обретение ими членства, активно поддерживаемое Лондоном, не за горами. Британия также намерена капитализировать собственный военный арктический проект — Совместные экспедиционные силы, в которых представлены все заполярные государства кроме РФ (против которой они, собственно, и направлены) и двух американских союзников Лондона по НАТО — США и Канады.
На двустороннем уровне во главу угла также поставлено оборонное взаимодействие, лишь приправленное установкой на продвижение диалога в таких областях, как наука, экология и борьба с потеплением, защита прав коренных жителей Арктики. Всё это — ради обеспечения безопасности Арктики перед лицом растущей "российской угрозы".
В этом и заключается основной вызов новой политики Британии для России. В сущности, ставка Лондона делается на "дружбу против РФ". Британцы рассчитывают всеми силами взвинчивать арктическую конфронтацию с тем, чтобы успешно "продать" на этом фоне свои "оборонные услуги" прочим арктическим державам.
Российская позиция по вопросу Арктики всегда была противоположной: Заполярье — это территория мира и диалога, при этом арктические страны должны сами решать судьбу высоких широт (напрямую и без посторонней "помощи"). Реализация британской доктрины грозит Арктике появлением нового игрока, прямо заинтересованного в том, чтобы окончательно расколоть регион, похоронив традиции мирного сосуществования, сохранявшиеся даже в худшие годы Холодной войны.