ЦБ предложил обязать банки возмещать клиентам потери из-за мошенников

Автор фото: Сергей Коньков
Возмещение ущерба клиентам, которые пострадали от мошенников, будет стимулировать банки к развитию систем защиты. Об этом заявила глава Центробанка Эльвира Набиуллина.
Банки должны отвечать перед клиентами. "Человек более беззащитен перед мошенниками, чем финансовая организация", — сказала глава ЦБ на уральском форуме "Кибербезопасность в финансах" (цитата по FrankMedia). Одними знаниями о том, как действуют мошенники, нельзя обезопасить человека, считает она.
Помимо знаний есть психика, есть периоды в жизни, когда люди становятся особенно уязвимыми. И тогда знания не спасают, не случайно жертвами мошенников становились даже менеджеры банков.
Необходимы серьезные системы, которые позволят предотвращать мошеннические транзакции. И такие системы могут создать только банки, которые предоставляют данные услуги, сказала Набиуллина.
Она уверена: нужен закон, по которому, если переводятся деньги на счёт мошенника (а по базе ЦБ видны мошеннические счета), то счёт этот нужно блокировать, а деньги на него человек не сможет отправить в течение хотя бы двух дней.
В январе президент РФ Владимир Путин поручил ввести компенсации пострадавшим от мошенников россиянам. Найти способы вернуть деньги обманутым людям должны правительство и Центробанк, предложения ожидаются до 1 июля 2023 года.
Несколько недель назад петербургский пенсионер лишился 2,5 млн руб. после общения с телефонными мошенниками. Ему посулили выгодные инвестиции.
В том же месяце пожилая преподавательница РГПУ им. Герцена потеряла 4 млн руб., она поверила мошеннику, который представился сотрудником ФСБ. Он запугал её рассказами о мошенниках, которые якобы пытались украсть деньги с её счёта. По классической схеме "спасения" денег их потребовалось перевести на счёт, который назвал "сотрудник".