По итогам 2022 года объём транзита иностранных грузов по Северному морскому пути составил 200 тыс. тонн, что в 10 раз ниже результата 2021 года.
Такие данные привёл замглавы дирекции Северного морского пути (СМП) ГК "Росатом" Максим Кулинко в ходе VI конгресса "Гидротехнические сооружения и дноуглубление", организованного медиагруппой "Портньюс".
При этом, отмечает Максим Кулинко, потерянный транзитный поток в 2 млн тонн грузов заместили отечественные товары. Общий объём перевозок по Севморпути в прошлом году составил 34 млн тонн, превысив плановое значение 32 млн.
Эксперты спорят о том, получится ли достигнуть целевого показателя грузопотока по СМП 80 млн тонн по итогам 2024 года. Однако почти точно можно сказать, что сделать из маршрута конкурента Суэцкому каналу в ближайшие годы не удастся.
Согласно данным Федерального агентства морского и речного транспорта, в 2016–2017 годах транзит через СМП составлял около 200 тыс. тонн, а уже по итогам 2021 года превысил 2 млн. В ноябре прошлого года в "Росатоме" заявляли, что к 2035 году транзит должен достигнуть 30 млн тонн, а ядро грузовой базы, как предполагается, составят углеводороды.
Теперь "Росатому" как единому оператору маршрута придётся навёрстывать пятилетнее падение. И не очень понятно, кто ему в этом поможет. В 2017 году замминистра по развитию Дальнего Востока Павел Волков рассказывал, что пользоваться арктическим коридором планируют ведущие мировые морские перевозчики — Cosco и Maersk — с перспективой довести грузопоток до 12 млн тонн к 2028 году и нарастить его до 25 млн тонн в дальнейшем. В прошлом году обе линии остановили регулярные перевозки в направлении РФ.
Ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов объясняет, что международная ситуация не главный фактор, влияющий на объём перевозок по СМП. Чтобы завоевать долю рынка в условиях конкуренции с традиционными мировыми коридорами, требуется продолжительное время.
"Вероятно, для развития данного маршрута потребуются значительные средства — как для развития инфраструктуры, так и для строительства различных судов, а также его активного продвижения среди отечественных и зарубежных грузоотправителей и перевозчиков", — отмечает Дмитрий Баранов.
Завкафедрой безопасности СЗИУ РАНХиГС Александр Дмитриев уверен, что после нормализации международной обстановки объём трансфера по СМП начнёт активно восстанавливаться.
“
"Всё равно грузы будут возиться через нас, так как у нас самое короткое плечо между Азией и Европой. Азия остаётся “мировой фабрикой”, а Европа — крупным потребителем", — добавляет специалист.