Свобода движения

О значимых событиях 2022 года для транспортной сферы жизни Петербурга "ДП" рассказал председатель городского комитета по транспорту Валентин Енокаев

В 2022 году комитет по транспорту реализовал один из главных этапов развития транспортного комплекса Петербурга — внедрена новая модель транспортного обслуживания пассажиров (НМТО). Главная цель НМТО — переход на принципиально новый единый стандарт качества в области пассажирских автобусных перевозок. Для этого Петербург поэтапно отказался от морально устаревших и небезопасных маршруток — они были заменены на современные комфортабельные и экологичные автобусы (подробности главного инфраструктурно–логистического проекта минувшего года — см. в инфографике на стр. 14).
На городских автобусных маршрутах сегодня работает один государственный перевозчик — ГУП "Пассажиравтотранс" — и четыре коммерческих. С последними по результатам открытых конкурсов заключены госконтракты, по которым они перечисляют всю собранную с пассажиров выручку в бюджет города, а правительство оплачивает выполнение рейсов по маршрутам.
Стоит также сказать о запуске сразу нескольких программ по обновлению подвижного состава городского общественного транспорта: крупные контракты на поставку техники заключили сразу три транспортных госпредприятия: "Горэлектротранс", "Пассажиравтотранс" и Петербургский метрополитен.
Продолжена работа по развитию парковочного пространства. В прошлом году зона платных парковок была расширена на весь Центральный и Адмиралтейский районы. В итоге оборачиваемость парковочных мест в обоих районах увеличилась в 3 раза — одно место используется не менее 3 раз в день. А загруженность дорог снизилась на 8–11%. На 30–45 минут сокращена продолжительность вечернего часа пик.
Доходы городского бюджета от платной парковки в Центральном и Адмиралтейском районах за год составили свыше 2,2 млрд рублей, из них более 1,2 млрд — средства после оплаты штрафов. Эти деньги могут быть направлены на благоустройство, развитие дорожной инфраструктуры и строительство социальных объектов.
В сфере внешнего транспорта продолжена работа по субсидированию авиаперевозчиков — более 150,7 млн рублей из бюджета Петербурга в 2022 году получили четыре авиакомпании. Бюджетные средства будут направлены на поддержку маршрутов, связывающих Петербург с Иваново, Йошкар–Олой, Курском, Липецком, Нарьян–Маром, Тамбовом, Ханты–Манскийском, Брянском, Калугой, Элистой, Саранском, Апатитами и Тобольском.
В 2022 году город активно приступил к реконструкции Речного вокзала, который до 2019 года находился в федеральной собственности и не ремонтировался с 1980–х годов. Уже выполнено комплексное инженерное обследование, паспортизация и освидетельствование причалов. В 2023 году планируется проведение предпроектных работ, включая обследование подводной части, для определения вариантов реконструкции или капитального ремонта причалов.
Прошлогодняя навигация показала стабильное увеличение пассажиропотока и судозаходов на причалах Речного вокзала — в 2022 году прибыло / убыло 56,1 тыс. человек — на 66% больше, чем в 2021–м.
Сегодня комитет по транспорту также ведёт планомерное развитие системы городских причалов: в городе 19 причалов, включая 11 "умных" — оснащённых системами видеонаблюдения и оповещения. Со следующего года начнётся обновление существующих бетонных причалов на Неве. В центре Петербурга появятся причалы нового типа, которые позволят спокойно принимать пассажирские суда типа "Москва" и "Нева". В целом до 2025 года планируется увеличить общее количество причалов на шесть единиц.
Важным шагом в развитии Санкт–Петербургского железнодорожного узла стал запуск в прошлом году тактового движения пригородных поездов — электрички с 10–минутным интервалом поехали по направлению Петербург — Павловск.