Транспортный рейтинг

Полная перестройка логистики в 2022 году повлияла на состав основных игроков, образовала новые цепочки связности, но не поменяла главного — транспортная сфера осталась критически важной для Петербурга и сохранила потенциал развития. Мало того, сильно возросла ценность статистики грузоперевозок как индикатора общего состояния экономики.
В зеркале Росстата направление смотрится совсем неплохо. За 12 месяцев 2022 года перевезено 7,25 млрд тонн, что всего на 1,1% ниже, чем годом ранее. Критическое падение отмечено только в сегменте авиатранспорта — воздушные перевозки сократились на 58,2% к 2021 году и едва перевалили за полмиллиона тонн. Но здесь всё ожидаемо и в пояснениях не нуждается, к тому же и в мире за 2022 год грузовые авиационные перевозки, по данным Международной ассоциации воздушного транспорта, снизились, правда всего на 8%.
Железнодорожные перевозки уменьшились на 3,6%, автомобильные, напротив, выросли на символические полпроцента. Не изменились объёмы доставки по внутренним водным путям, зато настоящий рывок сделали морские перевозчики, превысив результат предыдущего года на 19,3%.
Как сообщила госкорпорация "Росатом", грузопоток по Северному морскому пути в 2022 году превысил целевой показатель федерального проекта "Развитие Северного морского пути", куратором которого является госкорпорация "Росатом", более чем на 2 млн тонн и составил 34,034 млн тонн.
Грузопоток увеличивался в первую очередь за счёт перевозок СПГ, которые превысили аналогичный показатель 2021 года на 1,2 млн тонн (1258 тыс. тонн.). Кроме того, на 226 тыс. тонн выросла перевозка контейнерных грузов, на 109 тыс. тонн увеличилась перевозка навалочных грузов. Среди лидеров по растущему грузопотоку можно отметить ПАО "Новатэк" и ПАО "ГМК “Норильский никель”". Серьёзный вклад в общий грузопоток по СМП вносит компания ПАО "Газпром нефть".
Впрочем, к концу года всё тот же Росстат начал фиксировать снижение российского грузооборота. Наибольшее падение зафиксировано в благополучном до этого сегменте внутреннего водного транспорта. Связано ли это с фактором сезонности — статистики не уточняют. А кредитно–рейтинговое агентство Fitch Ratings в декабрьском обзоре ухудшило прогноз относительно сектора глобальных морских перевозок. В первую очередь это означает значительно более низкую прибыль в сегменте контейнерных перевозок. Перспективы в сегментах танкеров и сухогрузов более стабильны. Основными рисками для контейнерных перевозок могут стать потенциальная серьёзная рецессия и продление карантинных ограничений в Китае — эти факторы и далее будут ослаблять спрос и производство. Для российских транспортников это тоже серьёзный сигнал.
Интереснейшим образом выглядит динамика международных автоперевозок. И если с дружелюбными соседями всё более–менее понятно: Белоруссия и Казахстан подросли — на 34 и 109% соответственно, а ещё более выдающиеся результаты показали Азербайджан (рост на 286%), Армения (на 265%), Турция (на 244%) и Иран (на 204%), — то с недружественными ситуация местами загадочная. Почти вдвое упал спрос на грузоперевозки с относительно спокойными Германией и Италией, на прежнем уровне сохранился с агрессивными Польшей и Литвой, а с враждебной Чехией вырос на 38% (данные биржи грузоперевозок ATI.SU). При этом аргумент о географической близости не выдерживает критики: с Финляндией мы тоже граничим, однако оборот снизился на внушительные 59%.
В целом отрасль не только жива, но и весь год находилась в активном поиске новых решений. Что тем не менее не повод для безудержного оптимизма. Как мы помним из бессмертного творения Ларса фон Триера: "В индустрии грузоперевозок главное — сохранять беспристрастность".