Октябрьский райсуд Петербурга назначил культуроведческую экспертизу по спору между Мариинским театром и 86–летней Нелой Назировой, балетмейстером и хореографом, сообщили "ДП" в объединённой пресс–службе судов Петербурга. Назирова — заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР, с 1990–х годов живёт во Франции.
Камнем преткновения стал балет Фикрета Амирова "Тысяча и одна ночь", поставленный в филиале Мариинского театра — на Приморской сцене (Владивосток). В Петербурге гастроли труппы с Дальнего Востока, к слову, прошли в конце февраля — начале марта. Горожане и гости города на Неве могли увидеть в том числе и балет "Тысяча и одна ночь".
По версии Нелы Назировой, Мариинский театр при постановке и показе 14 августа 2020 года балета "Тысяча и одна ночь" на Приморской сцене использовал либретто, созданное ею в соавторстве с Максудом и Рустамом Ибрагимбековыми в 1978 году. Права на него были зарегистрированы Азербайджанским отделением Всесоюзного агентства по авторским правам. Согласие хореографа на использование произведения не было получено, а имя в числе соавторов либретто не указано.
Кстати, в 1980 году Нела Назирова получила Государственную премию СССР за постановку балета "Тысяча и одна ночь" в Государственном азербайджанском академическом театре.
Истица просит суд запретить Мариинскому театру использовать либретто, а также взыскать с ответчика 2 млн рублей компенсации за нарушение исключительного права и 100 тыс. рублей компенсации морального вреда.
Мариинский театр не ответил на запрос "ДП". Однако, по данным издания, учреждение возражает против удовлетворения иска, потому что в основе спорного балета лежит либретто, авторами которого являются только Максуд и Рустам Ибрагимбековы, а права на это произведение зарегистрированы в 1968 году.
Культуроведческая экспертиза проанализирует и сравнит оба либретто. Кроме того, специалисты определят, являлась ли Нела Назирова автором либретто балета, поставленного Мариинским театром и показанного 14 августа 2020 года во Владивостоке.
"Экспертиза назначается при наличии двух условий, — говорит Марина Пожидаева, юрист Versus.legal. — Во–первых, установление авторства произведения должно иметь значение для дела, а в споре с Мариинским театром это необходимо для решения вопроса о нарушении авторских прав и взыскания компенсации. Второе условие — авторство произведения невозможно проверить, исследовав иные доказательства, имеющиеся в деле. И в споре с Мариинкой оба условия выполняются".
Подобные иски к крупным учреждениям культуры (Госфильмофонд, Большой театр и т. д.) если и возникают, то нечасто, но вызывают повышенное внимание общественности, отмечает Анастасия Герман, ведущий юрист Intellect. "Как правило, у истцов имеются как психологические препятствия (фигура ответчика слишком масштабна и значима, а потому решиться на суд непросто), так и финансовые (авторам произведений необходимы немалые ресурсы для противостояния таким известным ответчикам, имеющим своих юристов в штате и приглашённых консультантов)", — добавляет эксперт.