Европа избежала наихудшего сценария жестокого энергетического спада, и глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила о "победе ЕС в энергетической войне" с Россией. Но аналитики Bloomberg полагают, что радоваться Брюсселю рано.
Евросоюз рискует избежать одной рецессии только для того, чтобы столкнуться с другой, вызванной им самим. А точнее, серией повышений процентных ставок нервными центральными банками.
Как пишет издание, базовая инфляция в еврозоне, исключая энергоносители и продовольствие, достигла рекордно высокого уровня в 5,6% в феврале. И Европейский центральный банк, похоже, намерен повысить ставки до рекордных 4%, чтобы соответствовать этому показателю.
Существует опасение, что без дальнейшего ужесточения денежно-кредитной политики начнётся новый порочный круг повышения цен, вызванный ростом заработной платы. Политики, возможно, слишком сильно заблуждаются, как они делали в 2021 году, когда инфляция казалась "временной". Экономика еврозоны пока избежала рецессии, но не находится на подъёме, как писали экономисты Barclays Plc на прошлой неделе.
Так, экономика Германии сократилась на 0,4% в конце прошлого года, это больше, чем ожидалось. Безработица близка к рекордно низкому уровню, но выросла в нескольких странах, включая Испанию и Италию. Стоимость заимствований растёт. Общая инфляция на уровне 8,5% всё ещё болезненно высока.
Европейцы меньше едят, а не только меньше греются: среднее потребление продуктов питания во Франции в прошлом году упало на 4,6% — чего не было с 1960 года, а это может вызвать протесты, которые угрожают привести страну в тупик.
Кристин Лагард из ЕЦБ говорит, что намерение не состоит в том, чтобы сломать экономику повышением ставок, но трещины уже видны. Прошлогодняя "победа" над скачком цен на энергоносители, основанная на стратегии сокращения спроса и снижения уровня жизни и инвестиций, не очень понравилась потребителям и корпорациям.
Если рецессию удалось предотвратить, то это произошло не из-за безупречного выбора времени центральными банками, а потому, что государства предприняли огромные усилия по расходованию средств — на сумму около 1 трлн долларов — для защиты домохозяйств и содействия прекращению зависимости Германии от российского газа, пишет агентство, предупреждая: "повторить этот подвиг в 2023 году будет непросто".
Игнацио Виско из ЕЦБ заявил, что он будет "внимательно следить" за тем, откажутся ли компании, которые подняли цены в прошлом году, от снижения цен на энергоносители. Предзнаменования невелики — PepsiCo Inc., например, заявила в прошлом году, что на вопрос об откатах цен ответить сложно, и основное внимание по-прежнему уделяется брендам, которые привлекают потребителей, "готовых платить больше".
И, наконец, инвестиции. В США выросли на 35,9% в период с первого квартала 2008 года по середину 2022 года, в то время как в Европе этот показатель составил 4,8%. Последнее, в чем сейчас нуждается Европа, — это экономический спад, спровоцированный ЕЦБ. Ей необходимо инвестировать, чтобы наверстать упущенное десятилетие и оставаться на вершине в следующем.
Ряд стран показал заметное замедление инфляции по итогам минувшего года. Из тридцатки лидеров по этому показателю особенно выделилась Венесуэла. В латиноамериканской стране рост цен снизился с 686% до 234%. Но во всём ЕС инфляция замедлилась только в Испании: на 0,8 процентного пункта.
Как сообщал "ДП", 7 марта появились данные, что товарооборот России и стран Евросоюза по итогам 2022 года вырос на 2,3%, до 258,6 млрд евро. Это стало максимумом за восемь лет, следует из статистики Евростата. Причём страны Евросоюза вывезли из России товаров на 203,4 млрд евро (+25% по сравнению с 2021 годом), а ввоз европейских товаров в Россию сократился до 55,2 млрд евро (–38,1%). Это минимум с 2005 года.