Деньги вперёд: господрядчики смогут получить до 50% стоимости контракта авансом

Автор фото: Агентство "Москва"

Компании, выполняющие государственный заказ, в 2023 году смогут получить авансом до половины средств от стоимости договора.

Постановление правительства № 348 от 6 марта приостанавливает действие некоторых пунктов положения, регулирующего авансирование госконтрактов. До конца текущего года исполнители госзаказа вправе получить в качестве аванса до 50% суммы сделки (обычно — до 30%). Особые условия вводятся для контрактов на возведение госсобственности на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей — там подрядчики смогут получить до 90% суммы вперёд.
Повышенное авансирование закрепляется только для контрактов, финансируемых из федерального бюджета и подлежащих казначейскому сопровождению. Механизм предполагает, что победитель тендера и его субподрядчики могут получить деньги только на специальный счёт, открытый в казначействе.
Впервые авансы по госконтрактам увеличили с 30 до 50% весной 2020 года, чтобы поддержать российский бизнес в условиях пандемии. Впоследствии меру продлили до конца 2021 года, а в марте 2022–го для борьбы с уже новым кризисом правительство установило размер аванса от 50 до 90% — такие платежи должны были идти с казначейским сопровождением. Платежи до 50% от него освободили. Эта мера действовала до конца 2022 года.
В Кабмине мотивируют решение увеличить авансовые платежи повышением устойчивости экономики страны в условиях санкционного давления.
Действие постановления не распространяется на закупки, финансируемые из региональных бюджетов, однако правительство рекомендует администрациям субъектов Федерации применять аналогичные положения.
Ранее Смольный уже увеличивал размер авансов для некоторых категорий госконтрактов (например, на поставку уборочной техники, а также реконструкцию транспортной инфраструктуры). В городском комитете по госзаказу сообщили "ДП", что информацией, необходимой для принятия решения об увеличении авансовых платежей, обладают комитеты, курирующие конкретные сферы.
"Следует отметить, что увеличение размеров авансовых платежей может привести к увеличению нагрузки на бюджетную систему Санкт–Петербурга. Также необходимо нивелировать риски нецелевого использования авансовых платежей, что требует проведения совместной работы как отраслевых исполнительных органов, так и финансового блока", — предупреждают в ведомстве.
Как объясняет директор агентства тендерного сопровождения "Эксперт Центр" Владимир Боксёров, сегодня большинство госзаказов идёт без авансирования. Это означает, что подрядчики выполняют работы либо на свои деньги, либо на заёмные, но оба способа создают для исполнителя накладные расходы. В случае же казначейского сопровождения компания не несёт затраты на использование денежных средств.
По словам эксперта, в общем случае при авансе 50 или 90% участник тендера должен предоставить банковскую гарантию на всю сумму предварительного платежа. Чтобы обеспечить финансовые риски перед кредитной организацией, подрядчикам приходится ручаться имуществом и залоговыми деньгами. Казначейское сопровождение же, как правило, предполагает меньший размер обеспечения контракта — это создаёт привлекательные условия для крупных игроков, способных работать не только в своём или соседнем регионе, но и, например, на новых территориях, где контракты обещают высокую маржинальность.
"Единственное, стоит учитывать сам принцип казначейского сопровождения, то есть тот факт, что каждую трату необходимо дополнительно согласовывать, что все деньги целевые, то есть потратить их на какие–то нужды предприятия, не связанные с контрактом, будет невозможно. Но в целом это не так страшно и критично. Просто всю маржу можно будет забрать только после исполнения контракта", — предупреждает Владимир Боксёров.