На днях Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти отказался удовлетворить иск АО "Силовые машины", ведущего энергомашиностроительного концерна страны, о защите ноу–хау. Претензии компании были адресованы ООО "Новик энергетика".
Собственником ООО является Дмитрий Васильев, оно производит запчасти для паровых турбин и турбогенераторов, а также изготавливает вспомогательное теплообменное оборудование электростанций. По данным сервиса "Контур.Фокус", выручка компании в 2021 году упала на 14%, до 138,9 млн рублей, чистая прибыль составила 9,3 млн рублей (более актуальных данных о финансовом состоянии в открытых источниках на данный момент нет).
Чертежи ваши, а контракт наш
"Силовые машины" являются обладателем исключительных прав на интеллектуальную собственность — чертежи оборудования (узлов, запчастей) для тепловых, атомных и гидроэлектростанций. Собственно, 66 чертежей и фигурировали в качестве предмета спора. "Силовые машины" выявили нарушение при мониторинге закупок, в которых необходимо было поставить детали, сборочные узлы к его продукции, а "Новик энергетика" при этом неоднократно побеждала в таких конкурсах, указано в материалах арбитражного спора. Хотя без чертежей произвести такую продукцию невозможно, а их "Силовые машины" считают своей собственностью.
К примеру, в сентябре 2022 года ответчик принял участие в двух конкурсах на поставку запчастей для нужд Приморской ГРЭС на Дальнем Востоке на 30,1 млн и 1,14 млн рублей. В обоих случаях конкурсная комиссия госзаказчика признала "Новик энергетику" победителем, следует из данных сервиса "Контур.Фокус".
“
"Коммерческая составляющая не была существенной в данном деле, — говорят в пресс–службе “Силовых машин”. — Приоритетным для нас представляется вопрос недопущения производства узлов и деталей при отсутствии контроля со стороны оригинального разработчика чертежей и технологий, так как это создаёт риски для безопасной и бесперебойной эксплуатации генерирующего оборудования, возможного причинения ущерба энергетической системе. Поэтому проводятся судебно–претензионные мероприятия против производителей, недобросовестно использующих чертежи компании".
По секрету всему свету
"Новик энергетика" не ответила на запрос издания. Однако в арбитраже компания заявила, что "истцом не доказано обеспечение конфиденциальности и отсутствие доступа третьих лиц к спорным чертежам". А это необходимые условия для сохранения за интеллектуальной собственностью статуса ноу–хау. Как только такие данные становятся известны кому–либо ещё, они теряют свой статус секретов производства. Именно это, по мнению арбитражного суда, и произошло в случае "Силовых машин".
Фактически спорные чертежи (и, соответственно, права на интеллектуальную собственность) перешли "Силовым машинам" от Ленинградского металлического завода (ЛМЗ). В 2004 году он был поглощён концерном и стал его филиалом. Но "Новик энергетика" представила доказательства того, что ещё во времена Советского Союза к спорным чертежам имели доступ несколько предприятий — Полтавский и Тюменский турбомеханические заводы, харьковский филиал ЦКБ Главэнергоремонта. "Таким образом, идентифицирована передача 49 спорных чертежей в советский период за пределы ЛМЗ", — резюмировал суд и отказал "Силовым машинам" в удовлетворении иска.
"На предприятии разработана и внедрена современная система учёта, хранения и защиты создаваемых на предприятии объектов интеллектуальной собственности за весь период его хозяйственной деятельности", — утверждают тем не менее в пресс–службе "Силовых машин".
Убийственный аргумент
Действительно, почтенный возраст ноу–хау "Силовых машин" мешает защищать их, признаёт Максим Али, партнёр и руководитель практики IP/IT юрфирмы Maxima Legal. За то время, пока существуют чертежи, советское законодательство успело смениться на российское, а требования к охране секретов производства менялись минимум дважды. Соблюсти все составляющие режима коммерческой тайны на практике было крайне сложно, и есть немало дел, где на этом "погорели" иски о защите ноу–хау, уточняет эксперт.
"Представители “Новик энергетики” хорошо постарались и показали, что спорные чертежи передавались другим предприятиям ещё в 70–е годы прошлого века без каких–либо оговорок о конфиденциальности. Именно тот факт, что законный доступ к ноу–хау был у посторонних лиц, оказался убийственным для иска “Силовых машин”", — резюмирует Максим Али.
"Силовые машины", как сообщили "ДП" в пресс–службе концерна, намерены обжаловать отказное решение, поскольку "судом первой инстанции не было проведено должной оценки существенных доказательств и доводов, представленных компанией".
По словам Максима Али, дела о защите ноу–хау в принципе часто заканчиваются не в пользу истцов. И объясняется это двумя причинами. "С одной стороны, есть тренд на предъявление судами высоких требований к мерам по защите конфиденциальности секретов производства. С другой — доказать, что конкретный конкурент украл или использовал информацию, крайне сложно. Зачастую сами правообладатели об этом не догадываются. К тому же у нарушителей остаётся ряд ухищрений: например, доказывать, что они параллельно создали ноу–хау своими силами", — поясняет эксперт.