В США из–за высоких процентных ставок впервые с 2008 года обанкротился крупный банк. Фондовые рынки испугались возвращения кризиса.
Крах калифорнийского Silicon Valley Bank (SVB) стал крупнейшим банкротством банка в США с 2008 года. С активами около $209 млрд он занимал 16–е место в стране. По данным Financial Times, SVB предоставлял услуги примерно половине биотехнологических и IT–стартапов Силиконовой долины.
Проблемы банка были связаны с большой долей долгосрочных облигаций в активах и оттоком средств с депозитов. Существенное повышение базовой процентной ставки ФРС США за последний год привело к росту доходностей облигаций и, соответственно, к снижению их стоимости. Как сообщила 8 марта SVB Financial Group, материнская компания SVB, она экстренно продала US Treasuries и ипотечные облигации на общую сумму $21 млрд из портфеля банка, потерпев в связи с этим убытки в $1,8 млрд.
SVB Financial также объявила о намерении разместить новые акции на сумму $2,25 млрд, чтобы поправить своё финансовое положение. Однако уже спустя 2 дня от планов по размещению акций пришлось отказаться. Департамент финансовой защиты и инноваций Калифорнии 10 марта закрыл банк, назначив его управляющим Федеральную корпорацию по страхованию депозитов. После этого бумаги SVB Financial Group подешевели 9 марта на 60% и оказались в лидерах снижения. Индекс KBW Bank, в расчёт которого входят акции 24 американских банков, упал более чем на 7% — максимально с июня 2020 года.
Вслед за этим также был закрыт и нью–йоркский Signature Bank, который, как и SVB, столкнулся с резким оттоком средств клиентов с депозитов.
Котировки банковских акций в США и Европе на прошлой неделе обвалились. Инвесторы опасаются, что проблемы в связи с падением стоимости облигаций в портфелях коснутся и многих кредитных организаций. В понедельник падение продолжилось. Так, по итогам торгов 13 марта акции First Republic Bank рухнули почти на 62%. Бумаги ряда региональных банков США упали на 21–47%.
В Европе 13 марта котировки акций германского Commerzbank и итальянского Banco de Sabadell упали соответственно на 12,7% и 11,8%, швейцарского Credit Suisse — на 9,6%, обновив при этом исторический минимум. Ещё несколько банков потеряли в капитализации 6–9%.
Опасения начала банковского кризиса заставили участников финансовых рынков смягчить ожидания по поводу денежно–кредитной политики ФРС. Судя по котировкам фьючерсов на уровень базовой процентной ставки, днём 14 марта трейдеры оценивали более чем в 33% вероятность того, что Федрезерв сохранит ставку на текущем уровне 4,5–4,75% годовых на заседании 21–22 марта. На прошлой неделе участники рынка считали наиболее вероятным сценарием подъём ставки на 50 базисных пунктов.
Экономисты Barclays и Goldman Sachs прогнозируют, что Федрезерв сохранит ставку неизменной по итогам заседания в этом месяце, а аналитики банка Nomura вообще заявили, что, по их прогнозу, ФРС снизит ставку 22 марта.
Ситуация с крахом крупных американских банков в России не повторится, заявил накануне первый зампред правления Сбербанка Александр Ведяхин на заседании комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.
"Российские активы ввиду действия санкций во многом абстрагированы сейчас от американского капитала и инвесторов, поэтому мы не видели существенного влияния в динамике котировок российских акций, облигаций, — подтверждает Альберт Короев, начальник отдела экспертов по фондовому рынку “БКС Мир инвестиций”. — В то же время, если ситуация будет иметь развитие и ускорит приближение рецессии, это скажется на ценах на сырьё, а это негативно для российской экономики".
По мнению эксперта, ФРС оказывается перед выбором — бороться с инфляцией или стабилизировать финансовую систему. "Придётся искать компромиссное решение, но, вероятно, оно так или иначе будет проинфляционным". — уверен он.