В Мурманской области начинается подготовка к возведению первой со времён перестройки гидроэлектростанции.
Крупнейшая генерирующая компания Северо–Запада ТГК–1 собирается до конца года закончить подготовительные работы для строительства малой гидроэлектростанции (МГЭС) "Арктика" в составе каскада ГЭС на реке Паз рядом с границами Норвегии и Финляндии, следует из материалов тендера, размещённых компанией 10 марта.
Согласно закупочной документации, строительные мероприятия начнутся не ранее 10 апреля и должны закончиться к 10 декабря 2023 года. Начальная цена аукциона — 22 млн рублей, генеральный подрядчик пока не выбран.
Долгожданное продолжение
"Арктика" станет первой гидроэлектростанцией в Мурманской области, построенной с конца 1980–х годов. Последней сооружённой ГЭС в регионе стала Нижнетериберская ГЭС в составе Териберского каскада, введённая в строй ещё в 1987 году. Сейчас станция находится в собственности ТГК–1.
Мощность МГЭС "Арктика" составит 16,5 МВт, проектно–изыскательными работами занимается петербургский ВНИИГ им. Б. Е. Веденеева, который с 2006 года входит в "РусГидро".
Строится объект в рамках программы "ДПМ ВИЭ", предполагающей гарантированный возврат инвестиций в течение 15 лет с базовой доходностью 12% годовых.
Проект, впоследствии получивший название "Арктика", был отобран для реализации в 2020 году. Плановая величина капитальных затрат на 1 кВт установленной мощности объекта — 192 тыс. рублей, что незначительно ниже аналогичного показателя для также отобранных в том же году проектов МГЭС "РусГидро" в Чечне и Кабардино–Балкарии. Таким образом, CAPEX проекта составит около 3,17 млрд рублей.
Плановая дата начала поставки мощности со станции в соответствии с результатами отбора — 1 декабря 2024 года. При этом на сайте ТГК–1 окончанием реализации проекта указан 2026 год. Июль 2026–го в качестве дедлайна в конце декабря 2022–го называл также заместитель управляющего директора по развитию и управлению имуществом компании Эдуард Лисицкий в кулуарах международного форума "Арктика: настоящее и будущее".
У всего есть причины
Нельзя сказать, что гидроэлектростанции на Северо–Западе перестали строить просто так. Как минимум отчасти это было обусловлено объективными причинами. Поэтому необходимость появления МГЭС "Арктика" можно поставить под сомнение.
Во–первых, Мурманская область стабильно энергопрофицитна. По данным АО "Системный оператор ЕЭС", с января по сентябрь 2022 года электростанции энергосистемы региона выработали 13,4 млрд кВт•ч электроэнергии, тогда как потребление области за тот же период составило 8,74 млрд кВт•ч — в 1,5 раза меньше.
Во–вторых, неочевидна польза расширения Пазского комплекса ГЭС, восьмой станцией которого собирается стать "Арктика". Из семи действующих ГЭС приграничной цепи пять находятся в РФ в ведении ТГК–1, ещё две — в Норвегии. Около 85% электроэнергии с каскада мощностью более 180 МВт экспортировалось в соседние страны. По данным базы внешней торговли ООН, за 2021 год Финляндия закупила у РФ почти 9,2 млн МВт электроэнергии на $665 млн.
Сравнительно небольшой экспорт также шёл в Норвегию — 30,8 тыс. МВт стоимостью $1,8 млн по итогам 2021 года. Однако на фоне обострившихся международных отношений обе страны перестали импортировать энергию из России. Норвегия за предыдущий год не закупила ничего, поток в Финляндию в 2022–м оценивается в $349 млн, однако с мая поставки в Суоми остановились.
В ТГК–1, в свою очередь, объясняют, что малая ГЭС позволит максимально эффективно использовать существующий водоэнергетический режим реки Паз. "Ввод станции повысит надёжность и качество энергоснабжения, даст дополнительные мощности для развития Мурманской области. Кроме того, ввод станции соответствует политике компании в части производства и реализации зелёной энергии, выработанной на ГЭС", —добавляют в пресс–службе ТГК–1.
Разумный подход
В то же время современное "озеленение" энергосистемы Северо–Запада происходит не только с помощью малой гидрогенерации. С 1 декабря начала поставку электроэнергии и мощности на оптовый рынок Кольская ветроэлектростанция, построенная в 80 км от Мурманска. Реализацией проекта занимается "ЭЛ5–Энерго" — бывшее ПАО "Энел Россия", которое сменило название после того, как итальянская Enel, владевшая компанией, продала свой пакет 56,43% акций "Лукойлу".
Конечная проектная мощность крупнейшего ветропарка за полярным кругом составит 201 МВт. При этом капитальные затраты на 1 кВт мощности для проекта существенно ниже, чем для МГЭС "Арктика", — 92 тыс. рублей. Общие вложения в Кольскую ВЭС, таким образом, можно оценить примерно в 18,5 млрд рублей.
Однако двукратная разница в удельных затратах не в пользу малой гидрогенерации не означает, что в долгой перспективе строительство ВЭС обязательно выгоднее.
Конечно, отмечает замдиректора ассоциации "Сообщество потребителей энергии" Валерий Дзюбенко, программа "ДПМ ВИЭ" предполагает оплату мощности возводимого объекта как в части капитальных, так и в части текущих затрат. Но и у МГЭС, и у ВЭС существуют свои нюансы.
"Есть определённые особенности выработки, есть разные истории с капитальными и эксплуатационными затратами. Если мы допускаем, что ветер дует не всегда (существуют суточные диапазоны), то гидростанции дают несколько более устойчивые объёмы выработки. Также ВЭС не участвуют в первичном частотном регулировании энергосистемы. В то же время ветропарки чуть легче в плане капитальных вложений, поскольку не требуются объёмные мероприятия по сооружению водохранилища и плотины", — рассказывает Валерий Дзюбенко.
Кроме того, идея строительства небольшого ветропарка вместо МГЭС требует подбора оптимального места. Но к подходящей локации, возможно, потребуется подводить новые линии электропередачи, что существенно финансово отягощает весь проект. Тогда как "Арктика" встанет в каскад с уже действующими станциями, вокруг которых есть требуемая инфраструктура. Возведение же малой ГЭС "в чистом поле" могло бы довести долю затрат на прокладку ЛЭП до потребителей в общей структуре до 20%, тогда как при существующей инфраструктуре это значение находится в районе 1%.
Стоит отметить, что "Арктику" можно назвать "малой" ГЭС довольно условно. В Европе "зелёными" малыми гидроэлектростанциями считаются объекты мощностью до 10 МВт. В России в 2019 году предложили поднять эту планку до 50 МВт, чтобы сделать вложения в возобновляемые источники энергии более привлекательными для инвесторов.