Сбербанк поделился информацией о новом виде телефонного мошенничества. Собственно, механика осталась прежней, обновилась только легенда. Самоназначенный офицер ФСБ звонит клиенту и сообщает, что с его счёта некто пытается совершить перевод в пользу Вооружённых сил Украины. Как водится, силовик готов поверить в добропорядочность владельца банковской карты, но вот формально деяние попадает под состав государственной измены и грозит очень крупными неприятностями. Доказать благонадёжность гражданин может, перекинув свои деньги на "спасительный" счёт, указанный фальшивым контрразведчиком. Заодно это поможет выявить коварного врага. Fin.
Оставим в стороне рассуждения, что наш, без иронии, выдающийся финтех давно мог бы обезопасить группу риска, почти полностью состоящую из пенсионеров, введя, например, добровольные ограничения на переводы по счетам, как уже поступили со сделками с недвижимостью, или при помощи ИИ блокируя нехарактерно крупные для клиента операции.
Привлекает внимание эволюция сюжетов, используемых мошенниками. При случае на их основе можно было бы защитить диссертацию по социопсихологии. Помните, на заре этого криминального бизнеса нам звонили суровые полицейские с предложением "занести" пару сотен тысяч за освобождение родственника, якобы совершившего ДТП? Схема базировалась на стереотипе: правоохранительные органы насквозь коррумпированы, а избавиться от неприятностей за деньги — самый действенный способ.
Затем полицейских сменили "банковские работники", сообщавшие о попытке оформить кредит на ваше имя, и перед жертвой тут же начинал маячить широко растиражированный образ коллектора. А привычная асимметрия договора с корпоративным бизнесом подсказывала, что доказать свою правоту в споре с банком будет почти нереально.
Усилившаяся борьба с коррупцией обогатила криминал новой фабулой: звонить стали "следователи по экономическим преступлениям" или сотрудники неведомого для большинства и потому особо грозного финмониторинга. По легенде, некто, воспользовавшись добрым именем разводимого, попытался обмануть государство. Злодея, разумеется, поймали, но нужно доказать… далее по старой схеме.
Появление на горизонте борцов со шпионами в этом смысле очень любопытный симптом. Преступники, заменившие кастет на социальную инженерию, чутко реагируют на настроения в обществе и умело используют его настоящие страхи для создания фейковых ситуаций.