"ВКонтакте" нарастила число пользователей до рекордных показателей на фоне блокировки западных соцсетей.
Компания VK опубликовала аудированную отчётность за IV квартал и весь 2022 год. Согласно ей, средняя месячная российская аудитория соцсети "ВКонтакте" выросла на 9,6% по сравнению с IV кварталом 2021 года, до рекордных 79,5 млн пользователей.
Кроме того, рекордных показателей достигло мировое количество активных пользователей — 101,7 млн в месяц. Средняя дневная аудитория в России выросла на 8,9% по сравнению с IV кварталом 2021 года, до 51,1 млн пользователей, — это тоже рекорд. Среднее время, проводимое в соцсети, в последнем квартале прошлого года составило 45,2 минуты в день. Максимальных исторических значений также достиг охват российской аудитории — 86% на декабрь 2022 года, причём 54% пользователей посещали платформу ежедневно.
Основательница маркетингового агентства "Брусника" Теххи Полонская указывает, что рост числа пользователей произошел за счёт блокировки популярных западных соцсетей. "Перетекло довольно большое количество людей с разными целями — для общения, развлечения, для работы и т. д.", — поясняет она.
Однако Ася Шабалина, руководитель digital–направления агентства iTrend — Communications for IT, с этим не вполне согласна. "Рост аудитории “ВКонтакте” на фоне блокировки западных соцсетей есть, но он меньше, чем можно было ожидать, — утверждает она. — Главный показатель, на который ориентируются специалисты, — это DAU, то есть среднесуточная активная аудитория. Любопытно, что в свежем отчёте за IV квартал 2022 года этого показателя нет совсем. Указан только MAU — активная аудитория за месяц, а это менее репрезентативные данные. Если же посмотреть предыдущие отчёты, то можно заметить, что динамика DAU в сравнении с 2021 годом не впечатляющая. Первый квартал не то что не нарастил, а даже потерял в цифрах (47,2 млн DAU в январе–марте 2022–го против 47,9 млн за тот же период годом ранее). Во II и III кварталах рост есть, но он в пределах 5–7%. Даже с учётом высокой базы в абсолютных цифрах это не так уж и много в сравнении со всей аудиторией заблокированных соцсетей".
Также, если обратиться к данным Mediascope ("Аудитория социальных сетей 2022", отчёт от 03.03.2023), показатели времени потребления в соцсети среди пользователей за последние месяцы года примерно соответствуют уровню 2021–го.
Теххи Полонская, в свою очередь, отмечает, что "ВКонтакте" очень активно вводит функции, доступные в других соцсетях, — короткие ролики, сторис, большие видео, стримы. "При этом у них есть и свой хорошо развитый функционал. Однако “ВКонтакте”, как ни старается, всё никак не может заменить любимую всеми соцсеть с картинками, потому что там другие алгоритмы и другая логика. Но функцией сторис стали пользоваться активнее. Также соцсеть активно продвигает VK–клипы, но они тоже не могут заменить, скажем, TikTok", — анализирует эксперт.
Ася Шабалина в этом с ней солидарна — "ВКонтакте" борется за аудиторию западных соцсетей, перестраивая интерфейс под привычные для пользователей стандарты. "Но есть ощущение, что большая часть мигрирующей аудитории выбирает Telegram", — подчёркивает она.
Теххи Полонская прогнозирует, что в 2023 году монетизация соцсети улучшится. В прошлом году "ВКонтакте" среди прочего ввела операции с NFT в дополнительно созданном для этого сервисе. Кроме того, соцсеть будет активнее развивать work space, которое включает в себя почту, облачные диски для хранения данных. "Возможно, введут ещё какие–то рабочие инструменты. Предполагаю, что именно на этот функционал они сделают ставку, потому что он привлекает бизнес и его можно монетизировать", — говорит она.