Складывалось ощущение, что все иностранные компании, которые планировали уйти из России, уже практически завершили процессы реорганизации и ликвидации. Те же, что остались, нашли способы работать в РФ в новых условиях. Но, похоже, стадия исхода западного бизнеса затянулась надолго. И на смену тем, кто уходил на эмоциях, приходят другие, чьи решения об отъезде хорошо просчитаны.
В пятницу, 24 марта, о передаче своих активов российскому менеджменту объявила французская группа Adeo, владеющая сетью магазинов Leroy Merlin."После более чем 18 лет деятельности в России передача контроля местному руководству должна сохранить рабочие места для 45 тыс. сотрудников… Этот процесс является результатом работы, начатой несколько месяцев назад в соответствии с международными нормами, и следует за приостановкой всех новых инвестиций Adeo в России с начала конфликта [на Украине] и постепенной независимостью местных операций", — сообщил владелец Leroy Merlin.
Понятно, что крупный западный бизнес испытывает давление со стороны властей у себя на родине и во многом объявленное решение политическое. С другой стороны, фраза "о независимости местных операций" наводит на мысль, что управлять находящейся в России компанией из Франции становится всё сложнее. Логистические цепочки поставок другие, сами поставщики — тоже. Связь местного подразделения с материнским, очевидно, становится всё слабее и слабее.
Стоит обратить внимание и на российский рынок товаров для дома и ремонта, который покидает компания. Очевидно, что после мощного подъёма в 2020 году, когда запертые в домах граждане бросились благоустраивать квартиры и дачи, сметая с полок стройматериалы и инструменты, эту сферу ждёт стагнация. Компании, работающие на DIY–рынке, заявляли о снижении спроса и падении выручки в 2022 году. Времена турбулентности не очень располагают к обустройству дома. А раз так, то рассчитывать на рост продаж бесполезно.
На этом фоне единственно верное решение — избавиться от актива, который раздражает власти, сложно управляем и не особо маржинален. Хочется надеяться, что российский менеджмент Leroy Merlin, которому из означенных проблем нужно решать лишь последнюю, справится с этой задачей. А потребители не заметят смены владельца компании, но запомнят новую вывеску, которая появится на магазинах.