Петербургские музеи осваивают технологии виртуальной реальности для придания новых смыслов своим экспозициям.
Не так давно министр культуры РФ Ольга Любимова в своём telegram–канале заявила, что в экспозиции российских музеев планируют добавить технологии виртуальной реальности (VR). "ДП" узнал, как к этим перспективам относятся петербургские музейщики. Кто уже использует современные технологии в своих экспозициях, кто готовится к их внедрению, кто считает это излишеством, а у кого просто не хватает денег.
Привычное дело
В Русском музее технологии дополненной реальности (AR) используют уже более 10 лет. С ними работает как собственное мобильное приложение Русского музея, созданное при поддержке БФ "Система", так и приложение "Артефакт" от Минкультуры.
VR–объекты можно увидеть как в Центре мультимедиа Русского музея, так и в его виртуальных филиалах. "Это исторические и художественные реконструкции произведений, а также зданий и интерьеров музея. Онлайн доступна экскурсия в формате video360, созданная на основе юбилейной выставки “Художники и коллекционеры — Русскому музею. Дары. Избранное”, где было представлено более 1000 произведений из коллекции музея", — рассказала "ДП" Анна Цветкова, врио генерального директора Русского музея.
К 125–летию со дня открытия, которое отмечалось 19 марта, Русский музей запустил собственную нейросеть в сообществе "ВКонтакте". Сейчас разрабатывается ещё один совместный проект, с помощью которого пользователи могут узнать историю Михайловского дворца и увидеть архивные материалы и фотографии.
Некоторые музеи в этом году впервые начинают использовать VR–технологии в своей работе. Например, в начале апреля в Государственном музее истории Санкт–Петербурга в Петропавловской крепости запускается VR–проект "Побег из тюрьмы Трубецкого бастиона". Как уточнили в пресс–службе музея, проект связан с одной из основных музейных экспозиций крепости — "История тюрьмы Трубецкого бастиона".
В Музее Фаберже планируют провести мультимедийную выставку, которая могла бы разместиться в новом выставочном крыле Шуваловского дворца. Ранее этот проект обсуждали с зарубежными подрядчиками, но сейчас музей ищет российских партнёров для реализации идеи.
"Этим летом в отреставрированном крыле Шуваловского дворца мы откроем современное выставочное пространство, оборудованное для проведения высокотехнологичных проектов. Будем наполнять его выставками, в том числе с использованием VR и других новых технологий", — рассказали "ДП" в пресс–службе Музея Фаберже.
Дорогое удовольствие
Однако далеко не все музеи могут себе позволить такую роскошь. В Музее советских игровых автоматов "ДП" сообщили, что в ближайшее время не планируют добавлять в экспозицию VR–технологии. По словам представителей музея, для этого потребуется слишком много ресурсов: расширение штата сотрудников, технические и организационные расходы. Хотя к самой идее там относятся позитивно.
“
"Мы бы с удовольствием ввели технологии дополненной реальности, это отличный способ развить нашу экспозицию. В 2019 году мы регулярно проводили детские квесты по музею с дополненной реальностью — полезный и приятный опыт для музея", — рассказали "ДП" в музее.
В историческом парке "Россия — моя история" склонны осторожно подходить к выбору контента и конкретных решений.
“
"Стоимость VR–игры варьируется от 3 млн рублей, и примерно около года требуется студии разработчиков на реализацию. Зачастую бюджет всей выставки не сильно превышает или вовсе не доходит до этой суммы. Поэтому в данный момент лучшим решением считаю открытие VR–кинозала", — подчеркнула Анастасия Сулимовская, заместитель гендиректора по экспозиционно–выставочной и научно–просветительской деятельности СПб ГБУК "МВЦ", управляющего историческим парком.
С июня по декабрь в историческом парке пройдёт VR–фестиваль образовательных фильмов про историю великих географических открытий во времена Российской империи.
Не планируют внедрять VR–технологии и в Российском этнографическом музее, подтвердили в отделе внешних связей.
Чувственный опыт
Впрочем, дело не только в деньгах. В концепцию некоторых музеев VR просто не вписывается. Заместитель директора Музея Ф. М. Достоевского Вера Бирон считает, что для камерных музеев VR–продукция пока недоступна — для этого не хватает не только средств, но и пространства. По её словам, ввести технологии виртуальной реальности в небольшой музей, который бывает очень плотно заполнен посетителями, очень сложно.
"У нас литературный музей. Я вообще не уверена, что мы должны идти по пути внедрения VR–технологий. Всё–таки литература — это мир вымысла, а образами мы навязываем какие–то решения. Литературе очень важно, чтобы она оставалась наедине с человеком", — отметила Вера Бирон.
Основатель творческого объединения "Музей N7" Николай Севастьянов считает, что лучшее использование VR — это исторический фильм, внутри которого оказываются зрители. Такой формат подходит для посетителей, которые любят как музеи, так и кино. При этом в самом "Музее N7", несмотря на то что команда специализируется на создании выставок с необычными техническими решениями, в ближайшее время не собираются добавлять VR–технологии. И дело не в цене вопроса, а в пользе для посетителей.
"Мы подумали: что главное в музее? Это же вещи. Люди идут в музей, чтобы посмотреть на настоящие экспонаты. Как VR поможет получить и усилить этот чувственный опыт? Мне кажется, что это вполне возможно сделать и без виртуальной реальности", — говорит Николай Севастьянов.
В Музее Арктики и Антарктики считают, что грамотное использование виртуальной реальности может дополнить экспозицию, но, разумеется, не заменить её.
“
"VR–технологии могут быть интересны как способ реконструкции среды или события, которые невозможно показать на музейном материале. На экспозиции “Природа Арктики” или при рассказе о перелётах в Арктике необходимо сообщить о погодных условиях. Рассказ экскурсовода, музейные экспонаты описывают среду. VR–технологии позволяют показать, передать часть ощущений от особых природных условий", — рассуждает Ирина Карпенко, учёный секретарь Российского государственного музея Арктики и Антарктики.
Создатели решений в области VR и сами подчёркивают, что задача иммерсивных технологий — именно дополнить реальную музейную экспозицию.
"За счёт VR можно расширить выставочное пространство, разместить в виртуальных сценах масштабные сооружения прошлого и экспонаты, которые сейчас недоступны для ознакомления или утрачены. В VR можно воссоздать исторические события и сделать посетителя их участником, а не просто наблюдателем", — комментирует Денис Тамбовцев, креативный директор Modum Lab.
Помимо этого VR и AR открывают возможности для коммуникации с аудиторией. Виртуальные туры и другие интерактивные решения могут привлечь внимание, заинтересовать и мотивировать посетить музей.
По словам Дениса Тамбовцева, разброс стоимости подобных проектов может составлять десятки раз, начиная с 1 млн рублей и уходя за отметку в 10 млн и более. Поэтому важно эффективно использовать возможности современных технологий относительно бюджета и в контексте конкретной экспозиции.