Здание Биржи на Стрелке Васильевского острова в ходе реставрации сменило цвет на небесно–голубой. Это второй случай перекрашивания исторического здания за последнее время.
Реставрация двух самых дорогих объектов в Петербурге — Биржи и Консерватории — идёт полным ходом. Как сообщают источники "ДП", и то и другое, хотя бы внешне, хотят завершить к выборам 2024 года. Но пока, судя по некоторым признакам, процесс идёт не абсолютно идеально и не обходится без некоторых проблем.
Вода под Нептуном
С Биржи уже частично сняли леса, но работы будто бы сразу не приняли из–за "нетоварного" вида. На главном фасаде появились подтёки, которые можно заметить под скульптурой Нептуна. Они сохраняются уже более месяца. Похоже, что штукатурка под скульптурной группой местами отваливается. Журналистов в последний раз приглашали на стройку год назад, в апреле. Тогда говорили, что работы по фасадам завершат к концу тёплого сезона 2022 года. Впрочем, сроки ранее уже сдвигались, а лестница стилобата и боковые фасады до сих пор закрыты лесами.
Архитектор Максим Атаянц, впрочем, не считает такие подтёки серьёзной проблемой. "Скорее всего, здесь сквозь скульптуру вода протекает наружу на штукатурку. Она окрашивается, проходя сквозь металлические крепления внутри скульптуры. Но это не недостаток, а нормальная часть жизни любого исторического здания", — поделился он своей оценкой с "ДП".
Сейчас игроки рынка ждут объявления отдельного конкурса на реставрацию интерьеров — возможно, её начнут, не дожидаясь полного завершения работ по фасадам. Внутри собираются разместить музей геральдики: развесить по стенам картины на батальную тему, а по центру зала — копии знамён. Хотя сохранение большого зала, не разделённого перегородками, может показаться нерациональным, это позволит использовать здание для разного рода торжественных мероприятий. В том числе и на военную тему (вручение наград, принятие присяги).
Разного рода работы в здании идут с 2014 года, когда объект передали Эрмитажу. Уже было выполнено усиление фундаментов. За последние годы дважды меняли подрядчиков по фасадам. В сентябре 2020 года контракт на ремонт фасадов, кровли и инженерную подготовку более чем на 280 млн рублей был заключён с ООО "Газпроектстрой". По дополнительному соглашению, заключённому в ноябре 2021 года, работы должны быть завершены в течение 548 рабочих дней с момента их начала, то есть в апреле 2022 года. Эта же дата стоит в карточке контракта. Договор ещё не выполнен.
В декабре 2022–го стоимость работ выросла более чем на 80 млн рублей "в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы". Также стоимость контракта неоднократно увеличивалась из–за включения в него дополнительных объёмов работ. Впрочем, общая стоимость работ, даже по данным ранее оценкам, составит не менее 1,5 млрд рублей. По информации сайта "Электронный бюджет", в целом, по уточнённой бюджетной росписи на 2022 год, расходы Эрмитажа составили 4,9 млрд рублей (но надо иметь в виду, что музей реализует ещё один затратный проект — строительство филиала в Старой Деревне).
Все цвета радуги
Биржа на Стрелке, федеральный памятник архитектуры, была построена в 1805–1816 годах по проекту Тома де Томона. Но реставрируют её по состоянию на 1913 год. Тогда в здании прошли серьёзные работы по реконструкции по проекту архитекторов Лидваля и Перетятковича. А именно — над всем зданием были устроены новые железобетонные своды.
При этом при нынешней реставрации зданию возвращают серо–голубой цвет — говорят, именно таким он был при Александре I, когда Биржа строилась. В последние годы голубого оттенка в облике здания не было (вместо него был переход от белого к серому), и потому открывшийся фасад смотрится непривычно.
Руководитель реставрационной компании ООО "АСМ" Алексей Михайлов в комментарии "ДП" высказал удивление по этому поводу, сославшись на свой опыт сотрудничества с музеем. "В 2005–м я доказал, найдя исторические колера, что при Росси здание Главного штаба на Дворцовой было светло–серого оттенка. Представьте — коричневый гранитный высокий цоколь, светло–серый массив стен, все гипсовые детали — белые, а балясины балконов и парапета, доспехи вокруг арки и квадрига с воинами на её крыше — золотые", — рассказывает эксперт. Но, по его словам, на такую перекраску не решились, так что здание осталось окрашенным под охру.
Вообще, судя по всему, в Эрмитаже предпочитают эволюционные изменения: так, фасады Зимнего дворца при каждой покраске делают всё более светлыми и всё менее контрастными.
"Любое здание в Санкт–Петербурге меняло свой цвет в разные периоды своей жизни", — прокомментировал "ДП" руководитель ООО "НИиПИ Спецреставрация" Игорь Пасечник. Это зависело от общей моды, от подходов конкретных владельцев и пользователей. Так же было и со зданием самого Зимнего дворца, который за свою историю сменил как минимум три цвета. Каждый для него на длительный период был родным или историческим. В любом случае современный цвет памятника должен основываться на химико–технологических изысканиях, расчистках и подлинном цвете, который где–то сохранился.
Градозащитный юрист Павел Шапчиц в комментарии "ДП" отметил, что цвет штукатурных стен здания предметом охраны памятника, как правило, не является. При этом он регламентируется для тех зданий, что отделаны камнем, например для Елисеевского магазина на Невском проспекте. В охранном обязательстве на Елисеевский указано, что его фасады облицованы серо–розовым гранитом. Так же как для бастионов Петропавловской крепости указывается, что в их отделке используется красный кирпич.
Пробный камень
Возможно, что с будущей более радикальной перекраской Зимнего дворца поэкспериментировали (прощупали почву) на похожем по стилю здании в центре — на особняке Бутурлиной на ул. Чайковского, 10. Изначально он, как и Зимний, был покрашен в оттенок зелёного. На контрасте с этим цветом выступали белые колонны. Местные жители сравнивали это здание с Эрмитажем, который тоже нынешний свой вид обрёл после войны.
Летом минувшего года, в ходе капитального ремонта, дом Бутурлиной перекрасили, применив "бежевато–охристое колористическое решение главного фасада без выделения элементов ордерной системы каким–либо контрастным цветом". В городском комитете по охране памятников тогда сослались на восстановление замысла архитектора Боссе и желание уйти от "шаблонного подхода" советского времени к восстановлению построек эпохи барокко.
“
"В процессе бытования здания его цвет может неоднократно меняться. Инструментальное исследование, которое могло бы подтвердить подлинность существующего цвета, при подготовке предмета охраны объекта культурного наследия не производится", — сообщила "ДП" пресс–секретарь КГИОП Ксения Черепанова. По её словам, при разработке проекта реставрации и проведении реставрационных работ может быть обнаружен другой цвет.
Пресс–секретарь сослалась на национальный стандарт "Сохранение памятников каменного зодчества. Общие требования", по которому выбор цвета и материалов для окраски фасадов и интерьеров объектов культурного наследия происходит "на основании результатов детального изучения существующих на поверхности реставрируемых материалов окрасочных слоёв, выявления, по возможности, первоначального или окрасочного цвета на период реставрации и идентификации цвета в единой международной системе колеров". Эти работы выполняют совместно инженер химик–технолог и главный архитектор проекта реставрации.
Ход реставрации в петербургском комитете по охране памятников не комментируют, так как Биржа включена в перечень отдельных объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются министерством культуры РФ. В Минкульте оперативно предоставить комментарий не смогли. В свою очередь Государственный Эрмитаж на запрос "ДП" не ответил.