Процент неустойки за просрочку контрактных обязательств не может быть ниже ключевой ставки Центробанка, если просрочка не вызвана экстраординарными обстоятельствами. С таким посылом Девятый арбитражный апелляционный суд наказал АО "Ленинградский судостроительный завод “Пелла”" на 200 млн рублей за опоздание в передаче Минобороны одного из пяти малых ракетных кораблей "Каракурт" по контракту на 45 млрд.
Постановление опубликовано 31 марта и сразу вступило в законную силу. Фактически поставлена точка на одном из двух самых дорогих судостроительных споров прошлого года — взаимные претензии "Пеллы" и Минобороны по нему превысили 4,2 млрд рублей.
Рекордный штраф
Малые ракетные корабли проекта 22800 "Каракурт" предназначены для поражения объектов на берегу, воде, отражения ударов с воздуха. Корабль может вести борьбу с диверсионно–террористическими силами, искать и спасать экипажи терпящих бедствие судов и летательных аппаратов, выполнять задачи по береговой охране. Проект разработан ЦМКБ "Алмаз". В рамках гособоронзаказа изготовлением "Каракуртов" занимаются АО "Ленинградский судостроительный завод “Пелла”", АО "Зеленодольский завод им. A. M. Горького" и ПАО "Амурский судостроительный завод". Точное количество кораблей не раскрывается.
Контракт на строительство пяти "Каракуртов" за 45,1 млрд рублей ленинградская верфь подписала с Минобороны в декабре 2015 года. Два корабля она передала военным в 2020–м, два должна передать в 2023–м и 2024–м, а один следовало передать в октябре 2021–го, чего не произошло. Минобороны обратилось из–за этого в Арбитражный суд Москвы прошлым летом с требованием взыскать за опоздание 1,9 млрд рублей, рассчитанных на 1 февраля 2022 года. К этому моменту "Пелла" задержала "Каракурт" на 99 дней. Согласно условиям контракта, неустойка должна составлять 1% ключевой ставки Центробанка на момент расчёта штрафных санкций (8,5%). Военные включили в расчёт 22,8 млрд рублей, которые верфь на тот момент не отработала по контракту, и получили невиданный для арбитражной практики результат — около 20 млн рублей за каждый день просрочки.
Столичный арбитраж такую арифметику отверг. Невозможно считать опозданием непостроенные корабли, которые по условиям контракта к моменту расчёта неустойки и не должны были быть построены. Неотработанные "Пеллой" 22,8 млрд рублей предназначены в том числе на "Каракурты", которые следует передать военным в этом и следующем годах. Суд пересчитал неустойку применительно к одному задержанному кораблю — получилось чуть больше 0,2 млрд. Но и эта сумма не попала в решение первой инстанции, потому что в процессе выяснилось одно любопытное обстоятельство.
Поставщик ни при чём…
Дизель–генераторы для застрявшего корабля изготовило петербургское ПАО "Звезда" — и задержало их на 10 месяцев, что и стало основной причиной опоздания. Но в качестве субподрядчика "Звезду" выбрала не "Пелла", а Минобороны. Именно военные настойчиво рекомендовали верфи заказать силовые установки "Звезде". Столичный арбитраж учёл это обстоятельство и снизил неустойку до 1,9 млн рублей — в тысячу раз меньше по сравнению с суммой иска. Это и не устроило апелляционный суд.
Он сослался на 395–ю статью Гражданского кодекса, которая привязывает сумму неустойки к ключевой ставке ЦБ и допускает её снижение лишь в экстраординарных случаях.
"Снижение неустойки ниже однократной учётной ставки Банка России… допускается лишь в экстраординарных случаях, когда убытки кредитора компенсируются за счёт того, что размер платы за пользование денежными средствами… значительно превышает обычно взимаемые в подобных обстоятельствах проценты… Уменьшая неустойку… суд первой инстанции не назвал предусмотренные законом обстоятельства, являющиеся основанием для её снижения, не привёл те исключительные мотивы, которые позволили… уменьшить размер взыскиваемой неустойки ниже однократной учётной ставки Банка России…" — написано в судебном постановлении, опубликованном 31 марта.
Это постановление вступило в законную силу в момент вынесения, но у "Пеллы" остаётся шанс изменить его в кассационном суде.
Пока областная верфь вполне успешно оппонирует Минобороны в арбитражах. В начале февраля вступило в законную силу решение московского арбитража, в котором "Пелла" взыскала с военного ведомства 2 млрд рублей по контракту на изготовление опытового гидрографического судна "Ладога" проекта 11982. Причиной обращения в суд стало существенное удорожание стоимости строительства судна по сравнению с контрактной из–за изменений в проект, внесённых специалистами Минобороны.
…а может, при чём
По словам управляющего партнёра производственного холдинга "Кингисеппский машиностроительный завод" (одного из крупнейших в России производителей судовых силовых установок) Михаила Даниленко, навязывание подрядчиков судостроительным предприятиям в крупных госконтрактах никогда не приводит ни к чему хорошему.
"Уверен, что “Пелла” выполнила бы свои обязательства в полном объёме и вовремя, если бы силовые установки для “Каракурта” производил подрядчик, которого она выбрала сама. Ещё в 2018 году руководители “Звезды” обсуждали с нами участие КМЗ в производстве двигателей для “Пеллы”. Но передумали из–за боязни пустить нас на этот рынок. С тех пор у “Звезды” сменилось руководство, но мы так и не договорились о дополнительном производстве двигателей для “москитного флота” — мелких быстроходных кораблей, предназначенных для боевых действий большими группами, к которым относятся “Каракурты”", — говорит бизнесмен.
Партнёр и руководитель петербургского офиса консалтинговой компании "АЛЬТХАУС" Александр Арбузов находит постановление Девятого арбитражного апелляционного суда неоднозначным и ожидает продолжения в вышестоящей инстанции.
"По всей видимости, апелляционный суд руководствуется позицией Высшего арбитражного суда РФ, согласно которой ставка рефинансирования представляет собой наименьший размер платы за пользование денежными средствами в российской экономике. В этом случае уменьшение неустойки ниже ставки рефинансирования возможно только в чрезвычайных случаях. Однако применительно к данному спору мы имеем дело с тем самым “чрезвычайным” случаем — ведь “Пелла” не была свободна в выборе субподрядчика. Не исключаю, что это и вовсе можно рассматривать как обстоятельство, исключающее её ответственность", — полагает юрист.
В "Пелле", "Звезде" и Минобороны на момент выхода публикации на предложение о комментариях не отреагировали. Из сообщений в открытых источниках можно сделать вывод, что ставший предметом спора "Каракурт" пока военным так и не передан. Последнее сообщение про него датируется концом прошлого декабря — он проходил государственные испытания.
АО "Ленинградский судостроительный завод “Пелла”" зарегистрировано в 1992 году в Кировском районе Ленинградской области.
По данным СПАРК, выручка компании в 2021 году составила 7,9 млрд рублей. Основным бенефициаром "Пеллы" СПАРК с актуализацией на конец III квартала 2021 года называет её генерального директора Герберта Цатурова (61,66%). Верфь в основном специализируется на строительстве военных кораблей, в частности известны её контракты с Миноборoны на производство малых ракетных кораблей "Каракурт" и опытового гидрографического судна "Ладога". Имеет "Пелла" опыт и гражданского судостроения, например она построила краболовное судно по заказу Росрыболовства.