Съедобное несъедобное: продукты по уценёнке до сих пор вызывают скепсис в России

Автор фото: Ермохин Сергей
Каждый четвёртый россиянин готов купить почти просроченные продукты питания, если цена на них ниже, чем на свежие. Такие цифры приводят авторы исследования Аналитического центра НАФИ и фонда "Росконгресс" "Тренды потребления россиянами продуктов питания".
25% участников опроса среди совершеннолетних жителей России обратят внимание на уценённые продукты в первую очередь. Но 28% россиян ни за что не станут покупать продукты с истекающим сроком годности. Чаще позитивно относятся к таким акциям россияне старшего возраста, пенсионеры и люди с уровнем достатка ниже среднего. И всё это, стоит сказать, расходится с общемировыми тенденциями рационального потребления.
Покупки в продуктовом магазине находятся на первом месте в структуре трат россиян, и на них приходится треть всех ежемесячных расходов — по оценкам аналитиков, от 6 тыс. до 30 тыс. рублей в месяц. Чаще всего основным фактором выбора становится приемлемый ценник. Но к уценёнке отношение всё равно скептическое из–за привычного "если скидка — значит, брак".
Конечно, играть в лотерею на пищевое отравление не хочется никому. Пятая часть россиян (19%) часто или регулярно выбрасывают не съеденные вовремя продукты. Причём чем младше потребитель, тем вероятнее, что он так поступит. Респонденты постарше отвечали, что приготовят блюда из продуктов с заканчивающимся сроком в первую очередь или отдадут их питомцу (что тоже ответственным потреблением и уважением к нашим меньшим братьям не назовёшь). В силу особенностей российского законодательства магазинам или учреждениям общепита также проще выбросить неликвидные продукты, чем организовать другой вариант их реализации. Итого, по оценкам специалистов, на свалке ежегодно оказывается около 18 млн тонн пищевых отходов.
Одним из способов сокращения пищевых отходов в развитых странах является фудшеринг — передача продуктов с истекающим сроком годности или готовых, но не реализованных блюд малоимущим. Нельзя сказать, что России такой вид благотворительности не знаком исторически, и сегодня от теории малых дел каждый неравнодушный может перейти к поддержке профильных фондов и организаций. Но пока спасти от мусорного бака удаётся лишь небольшую долю еды.
Внедрение подобных правил поведения, как обычно, может взлететь только с уровня повыше: от идей власти, топ–менеджмента компаний пищевой промышленности и смежных отраслей. А пока проще выбросить — будет проще выбросить.