Импортозамещение сработало, но совсем без последствий для рынка не обошлось.
Системная перестройка российского рынка производства упаковки идёт уже целый год. На полках торговых сетей до сих пор можно встретить молоко, кефир, сок в неброских жёлтых или серых коробках, оформленных с использованием минимума цветов. Это отголоски кризиса, разразившегося прошлой весной, когда упаковочных материалов и красок стало массово не хватать.
Причиной явились, разумеется, санкции, а также уход с российского рынка крупнейшего игрока — Tetra Pak. Тогда производители были вынуждены в срочном порядке менять дизайн, сокращать количество используемой краски и искать аналоги упаковки, чтобы не останавливать свои линии и не срывать поставки в магазины. Сейчас эксперты утверждают, что дефицита нет и рынок пришёл в норму. Есть даже некоторые положительные тенденции: на нём стали развиваться российские компании.
Поиск стабильности
Петербургские производители пищевых продуктов также были вынуждены искать новых поставщиков упаковки, сокращать количество красок в оформлении и менять дизайн на минималистский. Сейчас для большинства эти проблемы остались позади.
Заместитель генерального директора ООО "Пискарёвский молзавод" Георгий Житмарёв поделился с "ДП", что компания нашла новых производителей упаковки и теперь не имеет сложностей в этом вопросе. "Но сейчас мы используем остатки ранее заказанной упаковки с упрощённым дизайном. Как только она закончится, всё снова будет полноцветным", — пояснил он.
Теперь вся упаковка, которую используют на Пискарёвском заводе, отечественного производства. Фольгированная для ультрапастеризованных продуктов, комбинированная — для творога и творожных изделий, стаканчики — для сметаны, зернёного и обезжиренного творога, сливочного крема. Tetra Fino Aseptic (TFA) для продуктов с коротким сроком годности, "Пюр–Пак" — для молока и кисломолочных продуктов. Компания также планирует возобновить работу с российским заводом, ранее принадлежавшим швед–скому Tetra Pak.
Ассортимент продукции ООО "Виола" на данный момент тоже в полной мере обеспечен упаковочными материалами. "Единственные изменения, которые произошли, связаны с визуальным оформлением. Сыр Oltermanni с прошлого года выпускается под брендом Laplandia. Кроме того, сыры внарезку на данный момент частично производятся в более лаконичном дизайне. Это временное решение, не связанное с материалами и их поставками", — отмечают в пресс–службе компании.
Генеральный директор ГК "Лосево" Эльдар Беглов утверждает, что они не заметили перебоев с упаковкой для продукции: завод стабильно получает контейнеры для масла, творога и творожной массы и бутылки для молока, кефира, йогурта и ряженки от постоянных поставщиков. Сотрудничество с новыми производителями упаковки в компании не рассматривают.
Вывели из оборота
Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин подтверждает, что некоторые производители продолжают выпускать продукцию в упаковке из жёлтой бумаги или картона, потому что у них скопились определённые запасы с прошлого года.
"Но есть такие, которые изменили дизайн, сократили количество красок, то есть пошли в сторону упрощения, чтобы сократить издержки. Это, в свою очередь, сказывается на оптимизации цены продукции", — говорит он.
По словам эксперта, по некоторым позициям дефицит всё–таки есть. Например, по фигурной упаковке или таре небольших объёмов. Крупные производители сосредоточились на том, чтобы обеспечивать своих партнёров основными и самыми востребованными видами упаковочных материалов. Поэтому отказались от тех позиций, на которые спрос был не таким большим. Например, производители прекратили выпуск йогуртов в коробочках объёмом 0,33 л, потому что поставщик перестал их выпускать.
Сейчас дефицит упаковочных материалов промышленности не грозит, так как налажены поставки из стран Азии, а также увеличились объёмы российского производства.
Например, для ассортимента молока и сливок Viola продолжает использовать продукцию российского производителя многослойной картонной упаковки, который ранее являлся дочерним подразделением компании Tetra Pak (на данный момент — АО "Упаковочные решения"). Производственная площадка располагается в Московской области. Для питьевых йогуртов Viola используется упаковка из стран Азии.
Менеджер по связям с государственными органами "Союзмолока" Даниил Бобков отмечает, что самые массовые форматы упаковки сохраняются на рынке в нужном объёме. Произошли некоторые структурные изменения — компании были вынуждены отказаться от отдельных нишевых форматов, к примеру асептического картона, который ранее завозился из–за рубежа, и заменить его либо российскими аналогами, либо аналогами из дружественных стран или перенаправить объёмы на другие, более доступные форматы.
"Кроме того, в отдельных форматах могли измениться некоторые технические параметры упаковки из–за перехода на новые ингредиенты. Наиболее заметно это в части клеев и полимерных компонентов. Тем не менее изменения практически незаметны для потребителя и не влияют ни на сохранность, ни на внешний вид товара", — уверяет Бобков.
Вместо Европы
Евгений Токаренко, генеральный директор OSQ Group, производящей пищевую упаковку, подтверждает, что сейчас никаких сложностей нет. Но поставщики картона полностью поменялись. Раньше у российских компаний имелся свободный доступ к европейскому рынку (особенно мелованного картона). Теперь этого нет.
Однако существуют отечественные и белорусские производители, которые успешно замещают потребности рынка в таком картоне. Например, это российская компания "КАМА", белорусская Добрушская бумажная фабрика. Картон этих производителей сопоставим по качеству с европейскими аналогами.
“
"Глобально соотношение востребованности видов упаковки на рынке не изменилось. Участники рынка, как и раньше, используют пластик, картон и другие виды материалов. Судя по нашей выручке и по обратной связи от игроков рынка, за прошлый год доля картона в объёме пищевой упаковки не изменилась", — отмечает Токаренко.