В начале года бюджеты разных уровней столкнулись с дефицитом. Пока его размер не кажется зловещим, улучшить показатели помогают налоговые поступления по итогам удачного 2022 года. Но всему есть предел.
Регионы вслед за федеральным центром отчитались о предварительных итогах исполнения бюджетов по итогам I квартала. Негативные прогнозы, основанные на еженедельных оперативных данных Минфина в феврале–марте, в начале четвёртого месяца года оказались не столь страшными.
Чиновники практически в режиме реального времени меняют цифры доходов и расходов. И благодаря таким математическим упражнениям рапортуют о сокращении разрыва февральских показателей и текущих.
Сбавить темп
Председатель правительства РФ Михаил Мишустин в середине марта сообщил, что дефицит бюджета РФ на тот момент составил 3,3 трлн рублей. Дальше — хуже. К 28 марта, по данным системы "Электронный бюджет" (по вторникам публикуется еженедельная оперативная информация), доходы федерального бюджета составили 3,49 трлн рублей, расходы — 7,5 трлн. То есть дефицит превысил 4 трлн рублей. Но именно 28 марта, согласно календарю ФНС РФ, наступал срок уплаты налога на прибыль за 2022 год. И в бюджет дополнительно поступило сразу 2,5 трлн рублей.
В результате несложных арифметических операций отрицательная разница между поступлениями и расходами на 11 апреля сократилась до 2,4 трлн — с учётом понесённых за 2 недели расходов. То есть показатель дефицита не превысил ранее установленный на 2023 год предельный уровень — 3,7 трлн.
Схожими вычислениями занимались и в региональных комитетах финансов. Так, исходя из предварительных итогов исполнения бюджета Петербурга в феврале следовало, что доходы составили 7,6 млрд рублей, что в 4 раза меньше, чем в феврале 2022 года. При заявленных расходах 119 млрд рублей дефицит на начало марта превысил 71 млрд рублей, что составляет примерно половину годового лимита.
Впрочем, комитет финансов сразу оперативно призвал воздержаться от панических настроений. Чиновники сослались на новый порядок уплаты налогов и единый налоговый платёж (ЕНП), часть средств от которого с 1 января 2023 года поступает в региональные бюджеты немного позднее, чем было прежде. Такой акцент важно было сделать, чтобы показать, что никакого сокращения сборов в бюджет не произойдёт: доходы населения растут, бизнес работает, налоговая база увеличивается. Впрочем, федеральный Минфин в своих отчётах скорректировал показатели доходной части бюджета с учётом ещё не поступившего ЕНП, чего не стали делать региональные экономисты.
Спустя месяц, в апреле, городские чиновники отчитались, что итоги I квартала в Петербурге оказались позитивными: в городскую казну поступило 271,8 млрд рублей, из которых 89% — налоговые платежи (при этом ещё на 28 марта доходы были куда меньше — 137 млрд). Относительно же аналогичного периода прошлого года объём доходов за 3 месяца 2022–го увеличился на 16 млрд рублей, или на 6,3%.
Результаты I квартала 2022 года, как ранее говорили чиновники, оказались успешными для бюджета, поскольку в него поступил значительный объём налогов, начисленных за 2021 год. Влияние санкционного давления на экономику (снижение поступлений и рост расходов) началось позже, ближе к концу первого полугодия. Для сравнения: рост по итогам I квартала 2022–го относительно этого же периода 2021–го составил 49%.
В пресс–релизе Комфина появились и дополненные объяснения причин неравномерного поступления доходов в 2023 году. К ним помимо ЕНП отнесли уход ряда крупных налогоплательщиков с иностранным участием, ликвидацию института КГН (консолидированная группа налогоплательщиков), изъятие из бюджета 18 млрд рублей излишне уплаченных налогов (возврат переплаты). С учётом этих факторов заявленный 6%–ный прирост доходов превращается уже в 3,6%.
Основная сумма поступлений за I квартал 2023 года — 136 млрд рублей — пришлась на налог на прибыль организаций. Они выросли на 21%, или 24 млрд, по сравнению с январём–мартом 2022 года. Возникает риторический вопрос: кто из местных налогоплательщиков сумел перечислить городу столь крупную сумму? Когда–то за подобные незапланированные транши благодарили газового монополиста.
Позитивные темпы роста сформировались по налогу на имущество организаций и на профессиональный доход (его уплачивают самозанятые) — прирост поступлений по каждому из этих налогов составил порядка 40%. В абсолютном выражении имущественные сборы выросли на 3,8 млрд рублей, а сборы с самозанятых увеличились на 203 млн рублей. Схожая ситуация и в соседней с Петербургом Ленинградской области, и в Москве: дефицит бюджетов постепенно сокращается на фоне роста налоговых поступлений. Впрочем, если федеральный центр доложил сразу и о доходах, и о расходах, то субъекты ограничились лишь информацией о поступлениях. Оперативные данные региональных бюджетов, публикуемые Минфином РФ, раскрыты только по состоянию на конец марта. В итоге на текущий момент складывается красивая картинка: данные о расходах публично доступны только за неполный квартал, тогда как о доходах — за полные 3 месяца. В итоге текущие цифры дефицитов (102 млрд в Москве и 5 млрд в Ленобласти) могут оказаться заниженными.