Подготовка к Петербургскому международному экономическому форуму на сей раз проходит крайне неспешно. Только на днях оргкомитет утвердил его основной слоган. Прогноз относительно количества участников держится в тайне.
До очередного, 26–го Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) осталось ровно 2 месяца (он откроется 14 июня). И не покидает ощущение, что вопреки обыкновению никто никуда не спешит — ни организаторы, ни органы власти, ни участники.
Только во вторник были обнародованы девиз форума и архитектура деловой программы. Девиз звучит так: "Суверенное развитие — основа справедливого мира. Объединим усилия во имя будущих поколений". По понятным причинам он разительно отличается от слоганов прошлых лет, где частенько звучали обороты вроде "глобальная экономика", "совместные усилия", "укрепление доверия". Как следует из архитектуры деловой программы, она разделена на четыре тематических направления — "Мировая экономика в эпоху глобальных перемен", "Российская экономика: от адаптации к росту", "Выстраивание технологического суверенитета", "Народосбережение и качество жизни — основной приоритет".
Их просто живьём съедят
Прогноз числа участников держится в секрете. Известно лишь, что деловая программа содержит 150 сессий, мастер–классов и бизнес–встреч. И это меньше, чем в прошлом году (214 мероприятий).
В "Росконгрессе" (организатор ПМЭФ) не ответили на запрос "ДП" о том, есть ли сегодня заявки на участие от международных компаний и на какое количество выставочных площадей уже достигнуты договорённости. Впрочем, частично на этот вопрос ответил в среду пресс–секретарь президента Дмитрий Песков. Его спросили, ждать ли на форуме бизнес–делегации из недружественных стран. "Даже если они будут, мы не можем о них говорить, потому что, если мы об этом скажем, их просто живьём съедят. Но тем не менее многие представители бизнеса из недружественных стран проявляют большой интерес", — ответил официальный представитель Кремля.
Одной из ключевых на ПМЭФ–2023 станет тема рынка труда, сказал во вторник на совещании по экономическим вопросам Владимир Путин. "Прошу коллег внимательно проработать актуальные вопросы в этой сфере. Будет важно нам вместе презентовать наши предложения по этому важнейшему направлению — так, чтобы и все в стране, кто в этом заинтересован, услышали (а заинтересованы практически все граждане России), но и наши партнёры за рубежом тоже знали бы о наших ближайших планах", — сказал президент. Любопытно, что в опубликованной несколькими часами ранее архитектуре программы ПМЭФ нет ни одного мероприятия, где упоминалась бы занятость.
Про безопасность без комментариев
Основной площадкой для проведения мероприятия остаётся "Экспофорум". Для него это будет третий ПМЭФ подряд, проходящий в условиях, близких к экстремальным. ПМЭФ–2021 состоялся после снятия жёстких коронавирусных ограничений, которые изрядно подкосили всю конгрессно–выставочную индустрию.
Как рассказывал в интервью "ДП" генеральный директор компании "ЭкспоФорум–Интернэшнл" Сергей Воронков, тогда на закупку противоэпидемического оборудования, средств индивидуальной защиты и перенастройку логистики с учётом санитарных требований пришлось потратить около 20 млн рублей.
Проведение ПМЭФ–2022 долгое время было под вопросом из–за резкого обострения политической обстановки. Это отразилось не только на мерах безопасности (из–за усиленного досмотра с собаками и металлоискателями на съезде с Петербургского шоссе даже образовалась пробка из шаттлов, подвозивших участников), но и опять–таки на затратах. По оценке Сергея Воронкова, рост цен на расходные материалы для обслуживания помещений составил в среднем 20–35%.
Можно лишь догадываться, насколько более строгими будут правила теперь, на фоне ситуации со взрывом на Университетской набережной. Показательно, что администрация "Экспофорума" оставила без ответа все вопросы "ДП", связанные с подготовкой ПМЭФ–2023, даже не касавшиеся напрямую темы обеспечения безопасности.
Exeed вместо Mercedes
У ПМЭФ для бизнеса существует несколько типов партнёрства. Это генеральный спонсор, генеральный и титульный партнёр, а также партнёры зон делового общения, деловой программы и гостиных губернаторов.
Иностранное присутствие в этом перечне, разумеется, снизилось почти до нуля. Скажем, в 2019–м среди генеральных партнёров были российская "дочка" Mercedes, нефтяная компания Saudi Aramco и химическая группа Sabic из Саудовской Аравии. В следующем, 2020 году ПМЭФ отменили из–за коронавируса, а в 2021–м Mercedes вновь имел статус официального автомобиля форума.
Всё изменилось ещё в прошлом году. Иностранцы в числе ведущих партнёров уже не значились. А в 2023–м титульных партнёров у форума два (ВЭБ.РФ и "Росатом"), генеральных — три (VK, платёжная система "Мир" и "Сбер"), стратегический — по–прежнему "Россети". Возможно, этот список ещё будет пополняться. Для сравнения: в 2019 году генеральных партнёров было 11.
Уже известно, что официальным автомобилем ПМЭФ–2023 впервые станет флагманская модель китайского бренда Exeed VX. На протяжении всех дней работы форума его спикеры и партнёры будут передвигаться на премиальных полноразмерных внедорожниках бренда.
Стоимость базового пакета участника форума до 28 апреля будет составлять 960 тыс. рублей (дальше — 1,14 млн). Успевшие оплатить раньше сэкономили: в начале года это было 720 тыс. По сравнению с прошлым и позапрошлым годами стоимость не изменилась. Цены, напомним, резко выросли в 2021–м. В допандемийном 2019–м стоимость стандартного пакета составляла 350 тыс. рублей, премиального — 410 тыс.