Спрос на мебель стремительно переходит в онлайн. Какое–то время назад представить себе это было сложно, но сегодня некоторые клиенты охотно совершают в интернете заказы шкафов, диванов и даже кухонь со сборкой.
По данным АКИТ, в 2022 году россияне потратили на мебель и товары для дома в интернете 913,6 млрд рублей, рост составил 34%. Причём Петербург — единственный город, где категория "мебель и товары для дома" на первом месте по популярности в интернете. "Самый большой рост пришёлся на ковидный период: в 2020 году объём продаж составил 33,1 млрд рублей, за 2021 год он увеличился почти в 2 раза — до 6,3 млрд рублей. В прошлом году рост был относительно небольшим — всего 13,2%, объём составил 7,1 млрд рублей", — рассказал "ДП" президент АКИТ Артём Соколов.
Щупать без надобности
По данным Hoff, в январе–марте 2023 года онлайн–продажи мебели и товаров для дома в Петербурге выросли на 23% в деньгах и на 39% в штуках по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. "Рост онлайн–продаж мебели прослеживается в показателях и маркетплейсов, и ретейлеров. В Hoff на текущий момент онлайн приносит 30% выручки. Год от года эта доля растёт. Мы планируем увеличить долю онлайна до 50%", — поделились в пресс–службе компании.
Ещё пару лет назад многие не могли преодолеть психологический барьер и хотели обязательно посмотреть мебель в магазине, посидеть или полежать на ней, потрогать материал, из которого она выполнена. Пандемия внесла свои коррективы в покупательские привычки. Затем небольшие игроки, у которых не было собственных интернет–магазинов, стали выходить на маркетплейсы. И теперь покупка мебели в Сети становится всё более привычной и понятной потребителю, указывают специалисты.
Петербург и Москва всегда являются лидерами в такого рода инновациях. Онлайн–продажи здесь выше как в натуральном выражении, так и в доле рынка. Они находятся примерно на одном уровне, чуть–чуть опережая среднее значение по России. Сегодня большинство клиентов, прежде чем прийти в салон за покупкой, рассматривают продукцию онлайн. Оба канала работают вместе, дополняя друг друга, обращает внимание Александр Шестаков, генеральный директор Первой мебельной фабрики.
Не только IKEA
Руководитель макрокатегории "Строительство и мебель" на "Авито" Илья Адамский рассказал "ДП", что в I квартале 2023 года в Петербурге продолжился растущий тренд, продажи мебели и товаров для дома выросли на 26% год к году. Значительно чаще стали покупать текстиль и ковры (+58%), а также предметы интерьера (+53%). Кроме того, в этом году петербуржцы активно покупают мебель для хранения (шкафы, комоды, стеллажи) — рост составил 26%, а также столы и стулья (18%). Отдельно стоит отметить, что на "Авито" пользуются популярностью товары IKEA.
"Люди предпочитают не только искать нужную мебель в физически доступных магазинах, а сразу целенаправленно находить и заказывать онлайн. У нас в раздел “Мебель и интерьер” ежемесячно заходят 16,5 млн человек. А наибольшее число объявлений (67%) теперь публикуется о продаже не б/у, а новых предметов интерьера", — добавляет Илья Адамский.
Сервис помогает
Успехи объясняются не только перераспределением покупательских потоков: сами ретейлеры смогли повысить уровень сервиса, отмечает Соколов. "Кроме гарантий и услуг сборки сейчас покупателям предлагается не просто доставка, а возможность заказать её к определённому времени или в определённые временные интервалы. Не просто купить мебель, а получить полностью укомплектованную готовую спальню или сделанную на заказ кухню в размер со встроенной техникой. Или увидеть с помощью “виртуальной примерочной”, как мебель будет смотреться в реальном домашнем интерьере", — говорит он. Одна из самых дорогих покупок, сделанных в прошлом году в интернете, приходится именно на эту категорию: онлайн был заказан комплект мебели стоимостью 3,1 млн рублей. Из какого города была совершена эта покупка, в АКИТ не уточнили.
Эксперты считают, что тренд на онлайн–покупку мебели в Петербурге будет усиливаться.
"Сегмент будет расти и дальше, поскольку онлайн–покупка удобна для покупателей (доступ сразу к большому ассортименту разных производителей, скидки на доставку и другие бонусы). При этом шоурумы, скорее всего, останутся, поскольку значительной части покупателей важно увидеть мебель до покупки. При этом заказать они могут потом и онлайн", — полагает партнёр агентства M. A. Research Анна Синявская.