До начала 2022 года общая траектория мировой энергетики казалась предрешённой. Постепенный отказ от ископаемых энергоносителей под давлением обстоятельств, которые трудно признать экономическими. Полная перекройка баланса сил на рынке. Плавный закат нефтяных империй.
Случившееся потом, казалось бы, резко перевело повестку альтернативных источников в разряд маргинальной. Тот, кто ещё вчера ругал за неэкологичность природный газ и закрывал атомные энергоблоки, начал спешно расконсервировать угольные электростанции. В пирамиде Маслоу наличие тока в сетях и теплоносителя приемлемой температуры в трубах оказалось на более значимом месте, чем забота о размерах озоновых дыр.
На фоне санкций российский нефтяной экспорт умудрился в прошлом году вырасти на 4,5%. Полную раскладку по странам и объёмам вы найдёте на стр. 8 этого выпуска. Из приведённых данных при очень грубом подсчёте, между прочим, выходит, что в кризисный год мы продавали баррель долларов на двадцать дороже, чем в предыдущем.
Но есть и другая статистика. Международное энергетическое агентство в своём недавнем отчёте фиксирует беспрецедентный рост затрат на "чистую энергию" во всём мире. По прогнозам, в ближайшие 5 лет рост генерации ВИЭ составит 2400 ГВт, и это на 85% больше, чем смогли ввести за предыдущую пятилетку. Возобновляемая энергетика в неспокойном мире получила абсолютно реальное экономическое обоснование.
Четвёртый энергопереход по–прежнему неизбежен. Его контуры ещё будут корректироваться, но факт остаётся фактом. В России это понимают, как и в остальном мире. Закономерно этот выпуск не только о нефти и газе, которые были главной отраслевой темой года, но и о технологиях, энергоэффективности и тех же ВИЭ. Будущее всё же за ними.