Центры крупнейших городов мира оказались в сложном положении: они переполнены элитной недвижимостью, которую подавляющее большинство людей просто не могут себе позволить.
В Лондоне есть свои перспективные районы, где отсутствие бюрократической волокиты способствует развитию, пишет Bloomberg. К ним относится район Девяти Вязов, где 20 тыс. квартир сейчас возводятся вдоль того, что когда-то было промышленным районом на южном берегу Темзы. Хотя комплекс включает в себя доступные по цене квартиры, большинство из них дорогие, а некоторые по-настоящему грандиозные и по цене, и по замыслу.
К примеру, в резиденциях Embassy Gardens есть “небесный бассейн”, который выглядит как гигантский аквариум, подвешенный между двумя зданиями. А один из самых роскошных домов в Остине (Техас), Hanover Republic Square, предлагает обитателям кинотеатр, спа-салон для ухода за собаками и три бассейна, пентхаус с тремя спальнями в этом доме сдаётся за $18,5 тыс. в месяц. Это здание позиционируется как "новая нормальность Остина".
Hanover Republic Square
В США Калифорния, Массачусетс, Нью-Йорк и Вашингтон пытаются упростить застройку многоквартирных домов на землях, ранее зарезервированных для домов на одну семью. То же самое произошло с Новой Зеландией и Сиднеем. Распространённое изменение включает в себя снижение ограничений на зонирование вблизи остановок общественного транспорта, чтобы стимулировать строительство многоэтажек вместо отдельных домов.
Идея состоит в том, чтобы способствовать “плотности”, или большему количеству людей, живущих в ценной недвижимости, что увеличивает предложение жилья. Предполагается ещё одно потенциальное преимущество: создание кластеров высокооплачиваемых, образованных работников в таких областях, как финансы и технологии. Это, по мнению многих экономистов, может привести к значительному росту производительности.
Но сама популярность этих мест среди состоятельных людей приводит к росту стоимости жилья, затрудняя компаниям поиск работников и подталкивая фирмы к переезду в другое место. Центр Остина в Техасе (это один из крупнейших мегаполисов США) извлёк выгоду из того, что корпорации спасаются от высокой стоимости жилья в других местах, особенно на восточном и западном побережьях страны.
Здесь находится флагманский кампус Техасского университета, который "переманил" компанию Tesla из Силиконовой долины. JPMorgan Chase и Charles Schwab также расширяются именно там. В итоге растущие цены на жильё в Остине и других более доступных городах угрожают и им.
Считается, что помочь должно ещё более активное строительство: учёные ссылаются на процесс, который они называют фильтрацией. Суть его в том, что более богатые арендаторы переезжают в новые квартиры класса люкс, начиная цепочку переездов, которые снижают цены на скромные дома. Примерно как экономика просачивающихся благ, но только для квартир.
По этому поводу мнения учёных расходятся. Одни считают, что чем больше строится дорогого жилья, тем дешевле будет жильё в близлежащих районах. В 2019 году Брайан Асквит и Эван Маст, экономисты из Института исследований занятости У.Э. Апджона в Каламазу, штат Мичиган, пришли к выводу, что новые здания в районах с низким доходом замедляют рост арендной платы поблизости.
Используя аналогичные методы, Энтони Дамиано и Крис Френиер, исследователи из Университета Миннесоты, обнаружили, что новое строительство снижает арендную плату поблизости: но только в высококлассных зданиях и незначительным образом. При этом облагороженный район повышает цены и на более "обычные" квартиры. В Миннеаполисе, например, новые квартиры фактически повысили цены.
Это подтвердило опасения жителей с низким доходом, которым пришлось переселяться, а рост арендной платы заставил задуматься о государственном вмешательстве, которое когда-то считалось дискредитированным. Бостон, Орландо и Кингстон, штат Нью-Йорк, по-новому взглянули на контроль за арендной платой, который ранее обвиняли в искажении рынка и повышении стоимости других квартир.
Некоторые мегаполисы, включая Остин, обращаются к субсидируемому государством жилью. Сингапур, один из самых дорогих рынков жилья в Азии, является одной из моделей такого подхода. Полвека назад правительство начало строить недорогие квартиры, в которых сейчас проживает большая часть населения.
Мэр Лондона Садик Хан стремится сделать половину всех новых домов в городе "по-настоящему доступными" и настаивает на строительстве большего количества "муниципальных" квартир, британской версии государственного жилья. В Лос-Анджелесе избиратели одобрили выделение облигаций на сумму $1,2 млрд на строительство квартир для бездомных.
Но критики в Великобритании и США жалуются на зачастую медленный прогресс в таких усилиях, а социальная напряжённость вокруг строительства недорогого жилья растёт. В США, например, многие считают, что зонирование имело явное намерение исключения бедных семей из лучшего жилья, одновременно повышая расходы для всех.
Рич Хейман, преподающий в архитектурной школе Техасского университета в Остине, говорит, что проблема заключается в неравенстве заработной платы, а не в жилье, и для её решения необходимо вмешательство правительства.
Как бы то ни было, роскошное жильё строится, а по карману оно очень мало кому, отмечает Bloomberg. Как предупреждает Бенджамин Тереза, специалист по городскому планированию из Университета Содружества Вирджинии, даже богатые жители Остина могут оказаться втянутыми в мир, где строители продолжают повышать ставки.