Им предлагают сокращать льготные места или брать с постояльцев полную сумму.
Представители частных пансионатов по уходу за пожилыми людьми жалуются на то, что бюджетное финансирование не позволяет им удовлетворить растущий спрос.
Под сокращение
В Петербурге распространена практика, когда поставщикам социальных услуг выделяются субсидии от города. Постояльцы по договору платят за услуги 75% от пенсий, а остальные расходы покрываются за счёт бюджета. Как сообщили "ДП" в комитете по социальной политике (КСП), на 2022 год на предоставление субсидий негосударственным поставщикам социальных услуг было предусмотрено 2,2 млрд рублей. Объём бюджетных ассигнований на субсидии в 2023 году составил 2,26 млрд рублей, деньги распределили между 30 поставщиками.
Директор Фонда 60+ Вадим Бараусов отмечает, что, хотя формально суммы, выделенные в 2022 и 2023 годах, практически одинаковы, условия изменились. Прошлый год начинался в пик заболеваемости ковидом, загрузка пансионатов была низкой. Спрос восстановился только весной, а ближе к концу года объём оказанных услуг заметно увеличился.
"Если клиентская база у участников рынка сохраняется, то с учётом повышения тарифов и роста расходов бизнеса город должен был бы заплатить около 3 млрд рублей, но такая сумма в бюджете запланирована не была, — указывает Бараусов. — Проблема должна решиться или увеличением статьи бюджета, или сокращением числа постояльцев. Сейчас город пошёл по второму пути".
Как сообщают участники рынка, КСП разослал им письма с графиком предлагаемого уменьшения числа их клиентов по 442–ФЗ (именно он регулирует предоставление городских субсидий пансионатам).
Директор благотворительного центра помощи пожилым людям "Хэсэд Авраам" Леонид Колтон рассказал, что в договоре с КСП есть график сокращения субсидированных мест, где из 180 действующих в пансионате на сегодня к ноябрю должно остаться 20.
Договоры с постояльцами заключаются на год в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг (ИППСУ). Теперь по истечении этих договоров люди смогут получать услуги только за полную сумму, что вряд ли окажется посильным для их семей. Стоимость ухода за постояльцами у частных игроков составляет около 100 тыс. рублей в месяц. Между тем большинство подопечных пансионатов нуждаются в регулярной помощи врачей и психологов.
"Я вижу противоречие с законодательством, которое гласит, что поставщик обязан принимать и оказывать услуги людям, у которых есть ИППСУ. То есть если человек имеет её и хочет остаться у нас, мы, в соответствии с законом, обязаны его принять, а город — компенсировать нам расходы. Юридический парадокс, который сейчас произошёл, совершенно неясен", — сетует Леонид Колтон.
Нужна добавка
Генеральный директор Агентства ЮСИ Салатун Султанова рассказала "ДП", что возможности принимать новых людей по субсидиям у участников рынка нет. Расходы слишком выросли. Соответственно, компании стали увеличивать долю коммерции в своих услугах.
При этом Вадим Бараусов подчёркивает: часто размер изначально выделенных на год субсидий для частных пансионатов в течение года увеличивается на 30%. Салатун Султанова напоминает, что до 2022 года включительно поставщики могли обслуживать всех, кто к ним обращался.
Размер субсидий, выделенных пансионатам Петербурга в 2023 году.
"Мы передавали сведения о расходах и количестве постояльцев в КСП, а они — в Комфин. Бюджет всегда выделялся на год в одном объёме, а закрывался в большем. В этом году нас поставили перед фактом, что сумма, в рамках которой мы должны выполнить обязательства, ограничена. Следовательно, мы не можем продлить договор с теми, у кого он заканчивается, на лояльных условиях", — говорит Султанова.
Однако в КСП утверждают, что в период внесения изменений в закон о бюджете Санкт–Петербурга на 2023 год рассматривают возможность подачи заявки на дополнительную потребность в комитет финансов с целью увеличения объёмов на предоставление субсидий негосударственным поставщикам социальных услуг.
Бюджетная ловушка
Некоторые эксперты считают, что коллаборация бизнеса и власти, когда город выделяет субсидии, а пансионаты предоставляют пожилым людям качественный уход, создавала для сегмента возможности развития. Однако это сформировало своеобразную ловушку для предпринимателей. Они оказались ориентированы на стратегии развития бизнеса, предполагающие те или иные формы партнёрства с государством, и финансовую поддержку с его стороны. Исключительно на потребителей услуг, способных оплатить пребывание родственника в пансионате, не ориентировался практически никто. Некоторые сети до 80% своих мест заполняли при помощи субсидий.
Связка между поставщиками социальных услуг и городом начала разрушаться во время пандемии. В кризис частники оказались вынуждены решать свои проблемы самостоятельно, а власти сосредоточили ресурсы на помощи государственным пансионатам. Возникла серьёзная проблема неплатежей, резких перемен в законодательстве, необходимости выполнять обязательства перед подопечными, опираясь только на свои силы.
"Это негативно повлияло на сегмент. Ощутимым для потенциальных потребителей стало сокращение предложения по уходу за пожилыми людьми с признаками деменции, которое развивали частные пансионаты. В подавляющем большинстве случаев сложнейшая проблема ухода за пожилыми с ментальными особенностями ложится на семью", — говорит доцент факультета социологии Европейского университета в Петербурге Елена Богданова. По её мнению, сегмент мог бы укрепиться за счёт роста доходов населения, но они, как известно, не растут. Поддержку могли бы оказать НКО, обучая людей уходу за пожилыми близкими. Однако и они сейчас испытывают проблемы с финансированием.