Несвоевременная сдача экопарома "Генерал Черняховский" стала поводом для спора между Росморпортом и исполнителем контракта — Невским ССЗ.
Невский судостроительно–судоремонтный завод (входит в Объединённую судостроительную корпорацию, ОСК) предъявил иск ФГУП "Росморпорт" о взыскании с него неосновательного обогащения 12,7 млн рублей. Поводом для спора стал контракт между верфью и ведомством на строительство "зелёного" парома проекта CNF19М "Генерал Черняховский".
Это судно Невский ССЗ строил в кооперации с турецкой Kuzey Star Shipyard. Паромы этого проекта работают на двух видах топлива (сжиженном природном газе или дизеле с низким содержанием серы) на линии Усть–Луга — Балтийск. Одно судно способно перевезти до 80 железнодорожных вагонов и 15 большегрузов. Паромы имеют ледовый класс Arc4 и работают без сопровождения ледокола, в том числе во льдах толщиной до 60 см.
"Генерал Черняховский" — второе судно проекта, он вышел на линию в октябре 2022 года. Головной паром — "Маршал Рокоссовский" — работает на ней с марта 2022–го.
Как следует из материалов дела, в ходе строительства "Генерала Черняховского" верфь и заказчик заключили 15 дополнительных соглашений, установив итоговый срок сдачи — 16 декабря 2021 года. Фактическая же передача парома состоялась в августе 2022–го на турецкой верфи. Перенос сроков вызвал претензии со стороны Росморпорта.
Отметим, что стороны также заключили с Промсвязьбанком (ПСБ) договор о банковской гарантии. Её выплачивают, если обязательства выполнены ненадлежащим образом или сорваны. В октябре 2022 года Росморпорт направил Невскому ССЗ требование выплатить почти 46 млн рублей, в том числе 36,7 млн неустойки и 9 млн штрафа за несвоевременное начало и завершение отдельных этапов работ и за задержку сдачи парома.
Параллельно с этим ведомство направило требование в банк выплатить 48,6 млн рублей по гарантии, что и было сделано. В свою очередь, ПСБ эту сумму вернула ОСК, владеющая верфью. Однако Невский ССЗ посчитал, что сумма, полученная Росморпортом, значительно превышает действительный размер неисполненных обязательств по контракту, и обратился с иском в суд.
Арбитраж верфи отказал, указав, что она не может выступать истцом по делу. У Невского ССЗ "отсутствует право требования неосновательного обогащения, так как расходов по оплате денежных средств гаранту истец не понёс", говорится в решении суда. Таким образом, верфь не была лицом, чьи права нарушены действиями Росморпорта, резюмировал арбитраж.
Невский ССЗ владеет производственной площадкой в Шлиссельбурге площадью 21 га, специализируется на строительстве танкеров, сухогрузов, судов флота обеспечения, а также их ремонте. Финансовые показатели верфи не раскрываются. На предприятии оставили иск без комментариев.