Приостановка "членства" более 60 иностранных брендов в таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности не должна привести к росту контрафакта.
Федеральная таможенная служба (ФТС) приостановила до 19 мая действие более 60 товарных знаков, принадлежащих иностранным правообладателям.
В России бренды включаются в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС), созданный в 2018 году для защиты отечественного рынка от контрафакта и серого импорта. Компания–правообладатель может подать заявление о включении (или исключении) своей интеллектуальной собственности в этот реестр самостоятельно.
Перечень обновляется 1–2 раза в месяц. Однако периодичность обновления может возрасти, предполагают эксперты. Объясняется это тем, что освободившиеся ниши на российских товарных рынках занимают новые иностранные компании. Соответственно, эти предприятия занимаются и защитой своих брендов, которые среди прочего включаются и в ТРОИС.
От Микки–Мауса до Google
В реестре указана информация не только о самом товарном знаке, сроке его действия, но и о правообладателе. Поэтому таможенники при возникновении сомнений в оригинальности ввозимого в страну товара могут связаться с правообладателями обозначения и проконсультироваться. Если импортёр не смог подтвердить оригинальность товара, его может ожидать не только судебное разбирательство, но и уничтожение партии контрафактного товара.
По мнению некоторых экспертов, приостановка действия более чем 60 знаков в ТРОИС — прецедент. Во всяком случае опрошенные "ДП" специалисты затруднились привести примеры аналогичных ситуаций за почти 5–летний срок существования ТРОИС.
Среди 60 брендов, чьё "членство" в таможенном реестре приостановлено, самые разные знаки. К примеру, там оказались популярные герои мультфильмов Микки– и Минни–Маус, Дональд Дак и Гуфи, права на которых принадлежат корпорации Disney. Компания ушла из России, запретила в нашей стране показ своих фильмов и т. д., а Минпромторг внёс её в список тех, чьи товары разрешены к параллельному импорту.
Приостановлено действие товарных знаков аптечной косметики Vichy, Biotherm и La Roche–Posay, парфюмерии и косметики европейских и американских производителей из разных ценовых сегментов (Elseve, Garnier, Kérastase, Yves Saint Laurent, Lancôme, Ralph Loren, Thierry Mugler и др.).
Кроме того, в список попал и бренд Google для компьютерной техники и телефонов.
Откуда корни?
В ФТС на запрос "ДП" о мотивах принятия такого решения не ответили. Однако причина происходящего, как полагает Вера Зотова, старший юрист практики IT/IP адвокатского бюро Nordic Star, во внутреннем регулировании ведомства. Административный регламент ФТС позволяет при необходимости приостанавливать включение объектов интеллектуальной собственности в ТРОИС для проведения проверки предоставленных таможне сведений.
"Таким образом, законные основания для приостановления/исключения товарных знаков из ТРОИС могут быть связаны с недостоверностью информации об объектах интеллектуальной собственности, так как срок включения упомянутых товарных знаков в ТРОИС не истёк. Например, регистрация знака Yves Saint Laurent в ТРОИС действительна до 31 августа 2023–го. Полагаю, что приостановление, коснувшееся ряда товарных знаков, может быть связано с тем, что представитель этих брендов — юридическая фирма Baker McKenzie — ушёл из России. Поэтому сведения о представителе, указанные в ТРОИС, могут быть признаны недостоверными", — говорит эксперт.
Примечательно, что бренды Lancôme и Yves Saint Laurent ещё в августе прошлого года Минпромторг включил в список параллельного импорта, поскольку компании покинули российский рынок. Но уже в ноябре, как сообщал "Коммерсантъ", оба бренда министерство исключило из своего перечня, потому что фирмы решили возобновить поставки продукции в Россию.
На первый взгляд кажется, что в действиях двух ведомств — Минпромторга и ФТС — есть некоторые противоречия. Однако Вера Зотова не видит никакой рассогласованности. "Легализация параллельного импорта в России не отменяет необходимость ведения ТРОИС, — говорит она. — Правообладатели, ушедшие из страны, по–прежнему вправе включать свои товарные знаки в ТРОИС, продлевать срок их действия. Таким образом, рассогласованность действий отсутствует, ФТС лишь продолжает реализацию своих полномочий по ведению ТРОИС".
Нет повода для стресса
Впрочем, говорить о том, что владельцы указанных брендов остались без защиты, нельзя. Товарные знаки действуют на территории РФ. И если будет ввезён контрафакт, то таможенный орган в любом случае примет необходимые меры. Такая приостановка в отношении товарных знаков совершенно не означает, что можно ввозить контрафактный товар, отмечают эксперты.
Но не только таможня защищает интеллектуальную собственность. Не дремлют и правоохранители. К примеру, летом прошлого года Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти по иску Chanel SARL, Guerlain S. A., Parfums Christian Dior взыскал с ООО "ТКМ" около 200 тыс. рублей компенсации. В магазине "Мир смешных цен", принадлежащем ответчику, полиция обнаружила контрафактную парфюмерию самых разных марок, среди которых, к слову, были якобы духи Lancôme.
По мнению Веры Зотовой, срок, на который приостановлено "членство" более 60 брендов в ТРОИС (с марта по май), невелик, чтобы объём контрафактных товаров, производимых под этими товарными знаками, существенно увеличился. "Закупка и поставка товаров, налаживание логистических цепочек — длительный процесс. Бизнес не сможет так быстро отреагировать на изменения", — уточняет эксперт.
Добавим, что за последние 3 года практически на треть выросло количество решений, вынесенных Судом по интеллектуальным спорам, к компетенции которого относятся различные вопросы, связанные с патентами, товарными знаками и изобретениями. Существенный рост споров говорит о том, что бизнес — и российский, и зарубежный — весьма трепетно относится к защите своих нематериальных активов.
“
С частичной легализацией параллельного импорта произошло ослабление взаимодействия таможен и правообладателей в связи с тем, что для ФТС приоритетной задачей в новых условиях является обеспечение стабильности поступления товаров на российский рынок. Теперь только при выявлении явных признаков контрафакта товары останавливаются таможней. При этом чётких критериев оригинальности товаров у инспекторов нет, что неизбежно повышает риски ошибок, увеличения потока контрафакта и коррупционной составляющей. В то же время достоверной статистики ввоза контрафакта стало меньше. По неофициальным данным, количество контрафактной продукции после легализации параллельного импорта возросло.
Сергей Васильев
руководитель практики таможенного и внешнеторгового регулирования Denuo
“
К большому сожалению, приходится констатировать, что таможенные органы не всегда понимают, что при ввозе товаров по параллельному импорту необходимо предъявлять чуть менее строгие требования, нежели к товару, ввозимому по стандартной схеме. Таможни забывают, что ушедшие иностранные предприятия не горят желанием поставлять свой товар в Россию. Именно по этой причине импортёрам приходится придумывать разные алгоритмы ввоза такого товара, в том числе с привлечением посредников. Таможенные же органы этого как будто не понимают и запрашивают у импортёров документы и разъяснения ровно такие же, как если бы товар ввозился без использования таких посредников. Например, таможня до сих пор просит прайс–листы производителей, расчёт себестоимости производства товара и т. д.
Владислав Варшавский
управляющий партнёр юридической фирмы "Варшавский и партнёры"