Casus belli: какими будут последствия атаки дронов на Кремль

Автор фото: "ДП"

На этой неделе в Кремле заявили об атаке украинских беспилотников на президента РФ. На фоне этого события в Москве зазвучали резкие заявления, вплоть до призывов к физическому уничтожению президента Украины. Какими могут быть реальные последствия атаки дронов на Кремль — в материале "ДП".

В среду, 3 апреля, в СМИ и соцсетях распространились видео, на которых отчётливо видны взрывающиеся над куполом Сенатского дворца дроны. Реакция Кремля оказалась довольно сдержанной — Россия видит в произошедшем покушение на главу государства и оставляет за собой право "ответить где и когда посчитает нужным".
"Мы будем отвечать не разговорами о том, "casus belli" это или нет. А будем отвечать конкретными действиями. У нас терпения много. Есть такая пословица: "Русские долго запрягают…" — высказался и глава МИД Сергей Лавров.
Владимир Путин не стал лично комментировать случившееся.
"После того, как ВСУ и украинские власти фактически объявили террористическую войну, Россия оставляет за собой право вести боевые действия методами, которые бы разрушали военную логистику и другие инфраструктурные объекты Украины", — комментирует позицию Кремля заведующая кафедрой социальных технологий РАНХиГС Санкт-Петербург, профессор Инна Ветренко.

"Ястребы", "голуби" и орлы-перехватчики

На фоне лаконичного выступления администрации президента тональность остальных заявлений в российских политических кругах приобрела радикально "ястребиный" характер: от призывов замглавы Совбеза Дмитрия Медведева физически устранить Владимира Зеленского и его окружение до требований спикера Госдумы Вячеслава Володина применить "оружие, которое способно остановить и уничтожить киевский террористический режим".
Противником кардинальных изменений в планах спецоперации выступил глава Чечни Рамзан Кадыров. Он заявил, что возмездие должно быть "хирургически и ювелирно точным", и восхитился мудростью президента, который не поддался на "гнусную провокацию".
Звучали и экзотические идеи вроде создания эскадрильи орлов-перехватчиков в Кремле для борьбы с дронами от зампреда комитета Думы по обороне Алексея Журавлёва или заматывания стратегических объектов сеткой-рабицей от его коллеги Анатолия Вассермана.
В ближайшее время никаких "сильных" мероприятий не будет, полагает военный эксперт, бывший начальник зенитно-ракетных войск командования специального назначения ВВС России Сергей Хатылёв.
"Командующий должен принимать взвешенные решения. Но оно произойдёт это событие, обязательно. Тем, кто планировал и осуществлял эту атаку, им достанется", — уверен эксперт. Однако, по его мнению, сейчас важнее думать о систематических мерах безопасности.

Неуловимые квадрокоптеры

Пока единственным заметным последствием происшествия стал запрет на полёты дронов, который, правда, ввели не федеральные власти, а регионы, включая Петербург и Ленобласть. Действия региональных властей слаженными пока не назовёшь. В одних субъектах федерации такая мера действовала с осени прошлого года, в других её так и не ввели.
Передвижение беспилотников вообще никак не отрегулировано и плохо контролируется профильными органами власти, с удивлением обнаружили федеральные законодатели.
"Необходимо экстренно разработать и принять комплекс законов, жёстко регламентирующий все сферы этого важнейшего вопроса, который напрямую касается вопросов безопасности", — призвал депутат Госдумы Александр Хинштейн.
Участники рынка, связанного с использованием беспилотников, уже подсчитывают свои убытки. Но военные эксперты соглашаются, что полёт беспилотников в текущих условиях должен быть прекращён.
Системы ПВО нацелены на уничтожение аэробаллистических целей, крылатых ракет, самолётов, поясняет бывший начальник зенитно-ракетных войск командования специального назначения ВВС России Сергей Хатылёв. Обнаружить в населённом городе маловысотную, малоразмерную и малоскоростную цель, такую как квадрокоптер, гораздо сложнее.

С ружьём против БПЛА

По данным ТАСС, до запрета экстренные службы Москвы ежедневно получали порядка 300 сообщений о летающих беспилотниках. В Петербурге, как утверждают в Смольном, официальное разрешение на БПЛА имеют только 20 физических и юридических лиц. Правда, владельцы аппаратов легче 250 граммов в эту статистику не входят.
Эксперты и участники рынка призывают разрабатывать комплексы для борьбы именно с беспилотниками. Уже есть "ружья", которые блокируют навигационную систему и позволяют либо посадить дрон, либо изменить его траекторию. Такими устройствами недавно вооружил полицию и Росгвардию губернатор Ленобласти Александр Дрозденко.
"Но это не серийное решение. Нужен государственный подход, нужно привлекать науку, Минобороны, ОПК, составить госзаказ, план. Кроме того, должна быть начата подготовка военных кадров. Техника ПВО требует образования, туда солдата-срочника не посадишь", — рассказывает Сергей Хатылёв.

Антидроновые дружины

Любые запреты могут оказаться неэффективным при отсутствии должного контроля. Эксперты предлагают призвать на помощь систему безопасности общественность.
"Раньше были участковые, дружинники. Во время войны женщины и дети организовывали на крышах посты ПВО, наблюдали за воздушной обстановкой", — напоминает Сергей Хатылёв. Заниматься организацией гражданской обороны могли бы городские власти и МЧС.
"Посмотрите, сколько в Москве общественных организаций. Давайте бороться с дронами и маловысотными целями. Такое движение надо организовать. Но только грамотно — сначала нужно научить", — говорит военный эксперт.
По этому пути уже пошли в Воронеже, где создали памятку о действиях при обнаружении дрона. Власти региона призывают сообщать о беспилотнике в правоохранительные органы и по возможности снять его на видео с безопасного расстояния. В Москве также пытаются сформировать из бюджетников "антидроновые дружины" на майские праздники.
Усиленные меры безопасности в связи с террористическими атаками и заявлениями властей Украины будут носить не временный характер, на период празднования Дня Победы, а приняты на длительный период, уверена завкафедрой социальных технологий РАНХиГС Санкт-Петербург Инна Ветренко.
По её мнению, на жизни законопослушных россиян последствия атаки дронов на Кремль не отразятся. Но логичной мерой было бы ужесточение законодательства в отношении тех граждан РФ, которые могут быть причастны к действиям террористов.
"Стало понятно, что к войне с дронами мы были не готовы и теперь нужно предпринимать определённые действия стратегического плана", — поясняет политолог.