В Петербурге становится всё больше дарксторов, пользоваться которыми могут не только крупные сети, но и малый бизнес, продающий товары онлайн.
Чем активнее развивается сфера e–grocery, тем более актуальной проблемой становится оптимизация логистики, чтобы время между оплатой заказа и его вручением клиенту было минимальным. Самым популярным решением стало открытие дарксторов — мини–складов без доступа покупателей. Их использование позволяет экономить на оформлении торгового помещения и стоимости аренды, а также упрощает управление процессом сборки заказов.
Секретные склады
Одним из основных трендов является открытие мини–складов вблизи жилой застройки. Илья Князев, руководитель отдела складской и индустриальной недвижимости консалтинговой компании NF Group в Санкт–Петербурге, связывает это с тем, что для потребителя стала особенно важна доступность товаров в ближайшем территориальном окружении. Это особенно актуально для food–ретейлеров, поэтому они выбирают стратегию дробления на мелкие площадки в разных локациях вблизи потенциальных покупателей, а не консолидацию товарного ассортимента в одной точке.
Наибольшее число дарксторов в городе принадлежат сервисам доставки продуктов "Самокат" и "Яндекс.Лавка", которые делают акцент на минимальном времени пути от склада до клиента — в пределах 15–30 минут.
Читайте также:
Общепит
"Магнит" открыл в Петербурге первые дарксторы
Как рассказали "ДП" в пресс–службе "Яндекса", в Петербурге и Ленинградской области у них работает более 80 дарксторов. Средняя площадь каждого — около 150–200 м². В пресс–службе "Самоката" на вопрос корреспондента "ДП" о количестве дарксторов в Петербурге ответили, что согласно политике компании "не комментируют эту информацию".
Многие компании успешно используют систему магазинов без покупателей в сочетании с розничной продажей. Например, у "ВкусВилла" в Петербурге действует 11 мини–складов площадью от 800 до 2 000 м2. Их экосистема включает место под хранение товаров, зону "кофе с собой", "тёмные кухни" (доставка горячей еды из–под ножа), сокоматы, рыбные и мясные витрины, а также партнёрские проекты. Суммарно в дарксторах "ВкусВилла" хранится более 13 тыс. товаров.
Как только покупатель оформляет заказ, он попадает в очередь. У каждого сотрудника есть в руках терминал сбора данных (устройство наподобие смартфона) или умная тележка. Сотрудник сканирует штрихкод своего бейджа и получает сборочный лист, составленный системой. В нём учтены такие данные, как количество позиций в заказе, время на сборку и доставку по адресу, а также оптимальный маршрут по даркстору, позволяющий собрать продукты быстрее. Среднее время сборки заказа составляет 6 минут.
Полина Мельникова, PR–менеджер "ВкусВилла", отмечает активный рост онлайн–продаж компании: по итогам 2022 года их число выросло на 77% и составило 39% от общей выручки. При этом розничные магазины, по словам PR–менеджера, продолжают пользоваться спросом у потребителей. В них рост продаж по итогам года составил 26%.
Полки в аренду
Сегодня возможность экспресс–доставки доступна не только представителям бизнеса с собственной инфраструктурой.
В 2021 году в Москве и Петербурге заработала компания "Даркстор у дома", которая предоставляет услуги фулфилмента для отдельных брендов. IT–решение интегрировано с Ozon и "Яндекс.Маркет", что позволяет синхронизировать все остатки с маркетплейсами и своевременно передавать статусы об отгрузке и доставке товаров.
Владельцы собственного интернет–магазина могут интегрировать в него "Даркстор у дома" через API, чтобы заказы поступали сразу на склад.
Соучредитель "Даркстора у дома" Кирилл Чеканов отмечает, что подобные инициативы помогают облегчить процесс ведения торговли: "Задача продавцов фокусироваться на закупках, продажах, маркетинге, а не на построении офлайн–инфраструктуры, интеграциях с маркетплейсами и логистике последней мили. Эти компетенции продавцам помогает закрыть наша компания".
"Даркстор у дома" работает по принципу сдачи полок в аренду, что может быть выгоднее открытия собственного склада. Стандартная локация включает 400 полок, но с потенциалом роста до 1200, что составляет около 300 м2. Организация работы строится на нормативе два человека на 100 м2 склада. "Этого достаточно, чтобы собирать заказы с нужной нам скоростью. При этом в пиковые дни привлекается больше сотрудников по необходимости", — добавляет соучредитель.
На данный момент компания имеет четыре локации в Москве и одну в Петербурге. Последняя была открыта в качестве тестовой для проверки формата, но в планах на этот год увеличить число мини–складов в городе до пяти.
Согласно анализу Ассоциации компаний интернет–торговли (АКИТ), жители Петербурга в 2022 году заказали продукты онлайн на 61,1 млрд рублей (+22% по сравнению с 2021 годом). Однако пока онлайн–заказы занимают долю лишь 3,1% в общем объёме розничных продаж продуктов. Всё остальное приходится на классическую розницу.
Другими популярными категориями товаров для онлайн–заказа стали "ювелирные изделия" (+229% в 2022 году) и "инструменты и садовая техника" (+200%). По мнению президента АКИТ Артёма Соколова, подобный рост в первом случае связан с тем, что продажи ювелирных украшений в интернете начались практически с нуля всего 3 года назад. Во втором случае причина заключается в качественно новых подходах к продажам самих ретейлеров. Например, сегодня потребителям предлагаются разнообразные онлайн–консультации по представленным позициям и онлайн–подбор сопутствующих товаров. Кирилл Чеканов со своей стороны отмечает особый рост продаж техники, товаров для дома, детских товаров, а также товаров категории 18+.
Надежда на регионы
При этом на рынке до сих пор остаются категории продуктов, при покупке которых клиентам важно личное присутствие, например электроника и бытовые приборы. Пресс–служба сети "М.Видео–Эльдорадо" сообщает, что 90% их прибыли складывается из покупок "здесь и сейчас" в магазине, а также самовывоза онлайн–заказов. Причина заключается в появлении большого количества новых брендов на рынке. Покупателям необходима экспертиза и личное тестирование предложений. Магазин в этом случае выступает и как шоурум, и как даркстор. При онлайн–заказе у клиента есть возможность оформить самовывоз или экспресс–доставку на дом, которую осуществляют партнёры — агрегаторы такси.
Тем не менее востребованность "магазинов без покупателей" будет только расти, как минимум за счёт развития онлайн–продаж в регионах. Президент АКИТ отмечает, что по итогам 2022 года в общем объёме покупок в интернете на Москву приходится 19,4%, на Московскую область — 10,7%, на Петербург — 7%. Хотя ещё несколько лет назад на эти три региона приходилось больше половины всех продаж онлайн. Отдельно Артём Соколов выделяет Краснодарский край, Татарстан, Свердловскую и Ростовскую области, которые всё стремительнее сокращают разрыв с лидерами в сфере интернет–торговли.
"Рынок развивается неравномерно, и исторически так сложилось, что в городах — лидерах e–commerce преобладает курьерская доставка, а в регионах 80% заказов покупатели забирают из пунктов выдачи. Однако именно этот тренд, в свою очередь, стал толчком к развитию малого и среднего бизнеса, поскольку большая часть таких ПВЗ — это партнёрские проекты", — добавляет он.