Количество онлайн–бронирований лекарств увеличивается. Параллельно с этим в обычной рознице наблюдается спад темпов роста объёмов продаж.
За прошлый год, согласно исследованию Data Insight, россияне сделали в онлайн–аптеках 142 млн заказов на общую сумму 239 млрд рублей. Средний чек, таким образом, составил 1683 рубля.
По прогнозу компании, по итогам текущего года объём продаж на всём рынке e–сommerce достигнет 7,4 трлн рублей против 5,7 трлн рублей в 2022–м. Количество выполненных заказов, соответственно, должно достигнуть 4,6 млрд. При этом рост продаж на рынке e–pharma в 2022 году составил 44%, рост количества заказов — 39%.
Доля e–pharma от всего коммерческого аптечного рынка страны по итогам прошлого года выросла до 14%, тогда как в 2021 году была на уровне 11%.
В этом году стартовал эксперимент по продаже рецептурных лекарств через интернет. Директор СРО "Ассоциация независимых аптек" и глава Альянса фармацевтических ассоциаций Виктория Преснякова отмечает, что формально купить рецептурный лекарственный препарат онлайн можно в трёх регионах, однако пока фактически такой услугой могут воспользоваться лишь в Белгородской области. При этом речь идёт не обо всех рецептурных препаратах, а только о 904 наименованиях, которые утвердил Минздрав РФ.
"В Москве и Московской области эксперимент до сих пор фактически не начался. Продлится он до 1 марта 2026 года, после чего будет всё проанализировано, учтут все риски и, возможно, внесут необходимые коррективы. Если практика окажется успешной, то её масштабируют на всю Россию", — объясняет Преснякова.
По данным аналитиков, лекарства не самый востребованный товар аптечного ассортимента, который потребитель покупает онлайн. Чаще всего дистанционным способом покупают парафармацевтику, БАДы, медицинские изделия. В целом доля e–com составляет порядка 11% от общего объёма продаж аптек. Виктория Преснякова добавляет, что вряд ли дистанционная торговля рецептурными лекарственными препаратами станет драйвером роста для этого сегмента.
Директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов уточняет, что в прошлом году онлайн продолжал развиваться, общий объём операций достигал 294,6 млрд рублей (в ценах конечного потребления, включая НДС), динамика относительно показателей 2021 года зафиксирована на отметке 40,3%.
"В IV квартале 2022 года относительно IV квартала 2021 года фармрозница в целом падала на 2,6%, а онлайн–сегмент (включая бронирование) рос на 18,7%. Но эта динамика — следствие не формального запуска онлайн–продаж рецептурных препаратов, а последовательных инвестиций в развитие данного направления со стороны крупных интересантов", — замечает Николай Беспалов.
По итогам 2022 года, по данным RNC Pharma, на онлайн (включая бронирование) приходилось 16,5% продаж. В текущем году доля онлайна ещё вырастет, но не за счёт колоссальных успехов в развитии, а по причине стагнации офлайн–канала.
“
"Динамика в онлайне будет поддерживаться за счёт перетока клиентов из офлайна, хотя активных инвестиций в онлайн–направление в текущем году, скорее всего, мы наблюдать не будем. Приоритеты крупных интересантов смещаются в другие сектора", — заключает эксперт.