Указы президента РФ Владимира Путина об отмене визового режима с Грузией и возобновлении прямого авиасообщения стали сенсацией. "ДП" спросил у экспертов, какие цели преследует Москва, как послабления повлияют на туристическую отрасль и стоит ли возлагать большие надежды на оттепель в отношениях стран.
Ожидания и реальность
С середины 2000-х прямое авиасообщение между Россией и Грузией прекращалось и возобновлялось несколько раз, однако несмотря на грузино-абхазский конфликт, введение визового режима, пятидневную войну и разрыв дипломатических отношений в анамнезе, стороны придерживались принципа "лучше худой мир". Делая ставку на нормализацию отношений, Москва в период с 2010 по 2019 год открыла небо и сняла большинство ограничений на грузинский импорт, а Тбилиси разрешил россиянам год находиться в республике без визы.
Последний, третий по счёту запрет, действовал как раз с 2019 года, после антироссийских протестов у здания парламента в Тбилиси. Несмотря на потери, вызванные сокращением турпотока за последние годы, взявшая курс на евроинтеграцию Грузия отреагировала на инициативы Кремля по возобновлению авиасообщения и отмене визового режима неоднозначно. Президент Зурабишвили назвала их неприемлемыми, пока сосед "продолжает агрессию против Украины" и предложила вернуть трёхмесячные визы для россиян, а глава правительства Гарибашвили, невзирая на протесты у здания МИД, занял противоположную позицию, призвав другие страны последовать примеру Москвы, "если кому-то не понравилось назначение полётов".
Кандидат политических наук, доцент кафедры журналистики и медиа-коммуникаций СЗИУ Ранхигс Ольга Дегтярёва полагает, что доброжелательная политика России действительно носит гуманитарный характер. Кроме того, отменой визового режима Москва показала, что не переживает из-за релокации, однако прежде всего этот шаг связан с обсуждением 11-го пакета антироссийских санкций. Он ужесточает ограничения по энергетическому сектору и ударит по странам, расширяющим торговлю с Россией, которая получает нужные товары вопреки запретам.
"Поскольку пальма первенства относительно статуса кандидата в ЕС принадлежит Украине, для России, показавшей готовность к диалогу, это возможность удержать Грузию хотя бы с торгово-экономической точки зрения. Для нас очень важно оставаться региональным центром силы влияния на этот регион: слова Витте о том, что смута в Москве — это смута на Кавказе, работают и в обратную сторону. Поэтому России, как старшему партнёру Грузии с территориальной точки зрения, целесообразно пригласить её за стол переговоров. Для Тбилиси это не только выгодный шанс наладить отношения и привлечь дополнительные инвестиции, но и задуматься о дальнейшем пути в условиях многополярного мира, а также рассмотреть сотрудничество с партнёрами России по ЕАЭС, ОДКБ и БРИКС, когда европейские перспективы весьма туманны", — отмечает политолог.
Между двух огней
Тем временем США, обеспокоенные в том числе ростом товарооборота между странами, уже пригрозили Тбилиси санкциями за возобновление полётов, а ЕС дал понять, что кандидат на членство в союзе, особенно занимающий довольно нейтральную позицию, явно не станет пускать самолёты "агрессора" на свою территорию. Несмотря на давление, в министерстве экономики Грузии выразили готовность разрешить прямые полёты не попавшим под санкции российским авиакомпаниям, а Red Wings запросила допуск к регулярным рейсам из Москвы в Тбилиси с частотой 21 раз в неделю. "Это адекватные показатели для одной авиакомпании и пары городов, — считает исполнительный директор отраслевого агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. — Другое дело, что в документе Минтранса РФ речь пока идёт только о семи частотах и выполнении полётов на судах отечественного производства, а значит провозные ёмкости, которые смогут выставить российские авиакомпании, окажутся значительно меньше потенциала РФ и спроса на полёты по этому направлению. Многое зависит от последующих действий Тбилиси, но если ситуация будет складываться благоприятно, у стран с такими давними культурными, деловыми и туристическими связями, особенно с учётом релокантов, есть возможность развивать авиасообщение до масштабов, превышающих период до закрытия полётов и пандемии".
Кроме того, Грузия может стать для российских путешественников самым удобным пересадочным хабом для полётов по международным направлениям, функции которого до недавнего времени выполнял Ереван, а в долгосрочной перспективе — даже добиться паритета по количеству рейсов для своих авиакомпаний. И хотя говорить об увеличении частот пока рано, помимо Петербурга интерес для рынка с точки зрения пассажирских перевозок представляет Сочи, где активно развивается международное авиасообщение, крупные региональные хабы вроде Новосибирска или Екатеринбурга, Батуми и Кутаиси. А вот надежды России использовать Грузию как ещё один коридор для параллельного импорта, учитывая ужесточение экспортного контроля со стороны Запада, скорее всего не оправдаются.
С географической точки зрения поставки санкционных товаров через Грузию в РФ удобны, однако каждый определяет сам, что ему важнее: выгода от параллельного импорта или отсутствие вторичных санкций от ЕС, подчёркивает соучредитель "Сервисной Логистической Компании" Дмитрий Аржаных. "Грузия не оказывает поддержку РФ в этом вопросе, поэтому с возобновлением авиасообщения ничего не изменится. Конечно, появление дополнительных рейсов откроет возможности по созданию логистических маршрутов для доставки несанкционных товаров из России в Европу и обратно, но поскольку авиаперевозки являются самыми дорогими, а их доля достаточно низкая по сравнению с другими видами отправок, ожидать какого-то гигантского прироста не стоит, — полагает эксперт. — Говорить, через какие страны в Россию в основном идут поставки параллельного импорта не стану: чем меньше мы об этом пишем, тем для нас лучше".
Лёд тронулся
Несмотря на текущую ситуацию, новости о предстоящем запуске самолётов воодушевили и российских туроператоров, и грузинских отельеров. Основательница "Академии бизнеса и стратегического маркетинга" Юлия Корчагина-Озджан обращает внимание, что с 2010 по 2019 год в России было довольно много туристов из Грузии, а чаще всего они интересовались Москвой, Петербургом и Сочи.
"Однозначно увеличится поток из РФ в Грузию, где уже сегодня численность российских туристов составляет 85%. После пандемии грузинская экономика довольно сильно упала, а туристическая сфера сократилась на 35–42%. Но грузинские гостиницы и туристическая инфраструктура готовы к наплыву туристов, в принципе: там всегда очень большая загруженность в туристический сезон — с мая по октябрь. Реальное отношение грузин к российским туристам сильно отличается от новостной повестки, а также от всех заявлений правительства", — отмечает Корчагина-Озджан.
При этом на фоне отмены визового режима жители Грузии могут в том числе отправиться на Алтай, Байкал, в Казань и Калининград, но турпоток в Грузию, как и раньше, будет в разы превышать количество грузинских граждан, которые в основном приезжают в Россию с личными или деловыми целями.
"В нынешних условиях грузины явно не Россию будут выбирать как туристическую дестинацию. Кроме того, многие будут останавливаться у друзей и родственников, поэтому "чистых" туристов, если посмотреть с точки зрения трат, к нам приедет мало, — считает доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой управления в сфере туризма и гостиничного бизнеса СЗИУ РАНХИГС Марина Морозова. — Будучи популярным и относительно недорогим направлением для россиян с опцией транзитного туризма, Грузия получит с экономической точки зрения большую выгоду, чем Россия. Потому что политическая повестка это одно, а путешественникам, которые в отличие от эмигрантов не поднимают цены на недвижимость и не забирают рабочие места, как правило, всегда рады. Тем более, что ВВП Грузии во многом зависит от туристов".
Ольга Дегтярёва согласна, что несмотря ухудшение отношений между странами и обилие украинской символики в общественных местах, прецеденты вроде "отсутствия" мест в гостиницах для отдыхающих в Грузии россиян будут, но на их количество прежде всего повлияет человеческий фактор.
Талон для электронной очереди в одном из грузинских банков, апрель 2023 года.
"Если мы отринем политику, прямое авиасообщение — это удобно для граждан и хорошо для туризма. — резюмирует Марина Морозова. — Люди должны иметь возможность летать, особенно в соседние страны, с которыми много деловых, родственных и социально-культурных связей. Поэтому хочется верить, что благоразумие возобладает и эта инициатива будет поддержана с обеих сторон".
“
"Если прямые рейсы из России в Грузию будут запущены, то, несомненно, поток туристов из России вырастет кратно. Число бронирований в Грузии был высоким даже несмотря на отсутствие авиасообщения. Например, в 2022 году, спрос у россиян на Грузию был в несколько раз выше, чем в 2020–2021 годах. Чаще всего туристы едут в Тбилиси (57% от всех бронирований) и Батуми (37%). То есть основной поток туристов распределён на два города. Далее с большим отрывом идут Кобулети, Гудаури и Кутаиси. Средняя стоимость аренды посуточного жилья в Грузии на это лето составляет около 4 тыс. рублей за сутки. В связи с открытием авиасообщения цены могут увеличиться, но не сильно. Они уже сильно выросли в прошлом году. В целом ожидаем, что летом спрос будет высокий, и могут возникнуть некоторые проблемы с качественными объектами размещения".
Юрий Кузнецов
генеральный директор российского сервиса онлайн-бронирования жилья для отдыха "Суточно.ру"