Технологии виртуальной и дополненной реальности находят всё более широкое практическое применение в различных сферах. Их используют застройщики, розничные сети, музеи и даже сервисы доставки продуктов.
Сегодня даже небольшие организации внедряют у себя IT–продукты, чтобы оптимизировать свои процессы и улучшить показатели. В том числе всё чаще предприниматели из разных сфер интересуются технологиями виртуальной и дополненной реальности (VR и AR). По данным международной IT–платформы Vertebrae, при использовании AR вовлечённость аудитории повышается на 19%, конверсия — на 52%, а средний чек — на 25%. Эксперты Statista прогнозируют, что к 2024 году рынок виртуальной, дополненной и смешанной реальности достигнет $300 млрд.
Связь с аудиторией
Как отмечает генеральный директор предпринимательской платформы Entspace Алексей Комаров, рынок VR– и AR–технологий растёт в среднем на 40% в год. В России он пока ещё очень молод, но у него есть серьёзный потенциал. Инструменты виртуальной и дополненной реальности уже успешно используют в девелопменте, архитектуре, дизайне интерьеров, эстетической медицине, e–commerce и ретейле, особенно мебельном.
"Применение AR– и VR–технологий делает человека активным участником коммуникации с продуктом или брендом, даёт возможность самому выбрать и “примерить” понравившийся товар, протестировать новый туристический маршрут, составить собственный дизайн–проект или “прожить” знания, которые предлагает образовательная платформа. В результате качество взаимодействия бизнеса с аудиторией значительно усиливается", — отмечает эксперт.
В ретейле использование расширенной реальности (extended reality — XR) позволяет вывести клиентский опыт на новый уровень и повысить воспринимаемую ценность бизнеса для потребителя. У технологий хорошие перспективы при условии, что они продолжат активно совершенствоваться, считает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев. Наибольшим спросом у представителей торговой сферы пользуются AR–приложения для поддержки продаж, маркетинговых целей, видеоаналитики, в том числе организации навигации в магазинах, визуализации полок и обучения персонала посредством VR–симуляции.
"Пока подобные проекты носят немассовый характер и в большей части находятся в стадии пилотных у крупнейших ретейлеров — членов АКОРТ: компаний “Магнит”, X5 Group, “М.Видео–Эльдорадо”, Metro и других", — рассказывает Караваев.
Реальные кейсы по применению технологий виртуальной и дополненной реальности есть и у застройщиков. Как отмечает директор по качеству "Главстрой Санкт–Петербург" Алексей Медведев, VR–технологии используются достаточно широко в недвижимости на протяжении последних 5 лет: в проектировании и строительстве, продвижении и продажах. Ещё одно перспективное направление — образование. "Сегодня компании стараются вырастить собственные кадры, активно сотрудничают с вузами и ссузами, работают с подрядными организациями. К примеру, наша компания использует VR–технологии при обучении отдельных рабочих подрядных организаций необходимым специальностям на трёх языках", — рассказал Медведев.
Сергей Терентьев, директор департамента недвижимости группы "ЦДС", указывает, что пока VR–технологии используются в основном в проектировании и продажах. С их помощью отслеживаются изменения в уже построенных BIM–моделях. Кроме того, используя VR, можно устраивать покупателям экскурсии по их будущим квартирам, помочь рассмотреть варианты расстановки мебели, оценить вид из окон.
Также тема VR/AR актуальна для промышленных компаний, где есть опасные производства, требующие заблаговременной подготовки сотрудников. Обучать их на объекте сложно, а создавать макеты — дорого. Здесь виртуальная реальность оказывается эффективна.
"Технологии дополненной реальности в основном сосредоточены в зоне дорогостоящих проектов, в которых высока цена ошибки. Виртуальная реальность гораздо доступнее, современные шлемы стоят $300, их может позволить себе даже маленькое архитектурное бюро", — отмечает руководитель направления "Виртуальная и дополненная реальность, технологии геймификации" IT–кластера фонда "Сколково" Алексей Каленчук.