Технологии VR/AR всё активнее проникают в разные сферы бизнеса

Технологии виртуальной и дополненной реальности находят всё более широкое практическое применение в различных сферах. Их используют застройщики, розничные сети, музеи и даже сервисы доставки продуктов.

Сегодня даже небольшие организации внедряют у себя IT–продукты, чтобы оптимизировать свои процессы и улучшить показатели. В том числе всё чаще предприниматели из разных сфер интересуются технологиями виртуальной и дополненной реальности (VR и AR). По данным международной IT–платформы Vertebrae, при использовании AR вовлечённость аудитории повышается на 19%, конверсия — на 52%, а средний чек — на 25%. Эксперты Statista прогнозируют, что к 2024 году рынок виртуальной, дополненной и смешанной реальности достигнет $300 млрд.

Связь с аудиторией

Как отмечает генеральный директор предпринимательской платформы Entspace Алексей Комаров, рынок VR– и AR–технологий растёт в среднем на 40% в год. В России он пока ещё очень молод, но у него есть серьёзный потенциал. Инструменты виртуальной и дополненной реальности уже успешно используют в девелопменте, архитектуре, дизайне интерьеров, эстетической медицине, e–commerce и ретейле, особенно мебельном.
"Применение AR– и VR–технологий делает человека активным участником коммуникации с продуктом или брендом, даёт возможность самому выбрать и “примерить” понравившийся товар, протестировать новый туристический маршрут, составить собственный дизайн–проект или “прожить” знания, которые предлагает образовательная платформа. В результате качество взаимодействия бизнеса с аудиторией значительно усиливается", — отмечает эксперт.
В ретейле использование расширенной реальности (extended reality — XR) позволяет вывести клиентский опыт на новый уровень и повысить воспринимаемую ценность бизнеса для потребителя. У технологий хорошие перспективы при условии, что они продолжат активно совершенствоваться, считает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев. Наибольшим спросом у представителей торговой сферы пользуются AR–приложения для поддержки продаж, маркетинговых целей, видеоаналитики, в том числе организации навигации в магазинах, визуализации полок и обучения персонала посредством VR–симуляции.
"Пока подобные проекты носят немассовый характер и в большей части находятся в стадии пилотных у крупнейших ретейлеров — членов АКОРТ: компаний “Магнит”, X5 Group, “М.Видео–Эльдорадо”, Metro и других", — рассказывает Караваев.
Реальные кейсы по применению технологий виртуальной и дополненной реальности есть и у застройщиков. Как отмечает директор по качеству "Главстрой Санкт–Петербург" Алексей Медведев, VR–технологии используются достаточно широко в недвижимости на протяжении последних 5 лет: в проектировании и строительстве, продвижении и продажах. Ещё одно перспективное направление — образование. "Сегодня компании стараются вырастить собственные кадры, активно сотрудничают с вузами и ссузами, работают с подрядными организациями. К примеру, наша компания использует VR–технологии при обучении отдельных рабочих подрядных организаций необходимым специальностям на трёх языках", — рассказал Медведев.
Сергей Терентьев, директор департамента недвижимости группы "ЦДС", указывает, что пока VR–технологии используются в основном в проектировании и продажах. С их помощью отслеживаются изменения в уже построенных BIM–моделях. Кроме того, используя VR, можно устраивать покупателям экскурсии по их будущим квартирам, помочь рассмотреть варианты расстановки мебели, оценить вид из окон.
Также тема VR/AR актуальна для промышленных компаний, где есть опасные производства, требующие заблаговременной подготовки сотрудников. Обучать их на объекте сложно, а создавать макеты — дорого. Здесь виртуальная реальность оказывается эффективна.
"Технологии дополненной реальности в основном сосредоточены в зоне дорогостоящих проектов, в которых высока цена ошибки. Виртуальная реальность гораздо доступнее, современные шлемы стоят $300, их может позволить себе даже маленькое архитектурное бюро", — отмечает руководитель направления "Виртуальная и дополненная реальность, технологии геймификации" IT–кластера фонда "Сколково" Алексей Каленчук.

Погружение в историю

Несколько неожиданным может показаться применение VR/AR в сфере общественного питания, поскольку здесь "продать" клиенту виртуальный товар вряд ли получится. Однако некоторые участники рынка всё же смотрят в эту сторону. Так, в "Суши Wok" выпустили релиз приложения с дополненной реальностью, при помощи которого покупатель может найти сюрпризы, бонусы, промокоды. В компании приложение воспринимают как очередной канал коммуникации с клиентом.
"Статистика переходов из AR–приложения на наш сайт показывает конверсию в заказ выше 2%. Дополненная реальность помогает “прокачать” магазины, и гости, получив промокод, не откладывают заказ, а оформляют его сразу", — комментирует председатель правления "Суши Wok" Константин Сагалов.
В Петербурге как в культурной столице логично делать акцент на применении VR/AR в туристической индустрии. Эксперты приводят в пример кейсы внедрения AR–технологий в городское пространство — создание различных цифровых объектов, которые можно смотреть как с помощью специальных устройств, так и с обычных смартфонов, прогуливаясь по городу. На этом могут строиться различные экскурсионные туры. В дополненной реальности можно воссоздать утраченные архитектурные сооружения, сделать путеводитель по городским историческим объектам с короткими заметками в цифровом пространстве, сконструировать целые сцены из прошлого — их участником можно оказаться, взяв в руки смартфон и запустив AR–приложение. Всё это позволит не только разнообразить досуг туристов, но и подчеркнёт значимость культурного наследия города.
Учреждения культуры охотно приобщаются к использованию технологий. Например, в музее Главного штаба Эрмитажа открыт VR–кинотеатр Hermitage.VR. Посетителям предлагают к просмотру 19–минутный фильм "Эрмитаж. Погружение в историю", сюжет которого рассказывает о событиях в истории музея со времён Екатерины Великой до наших дней. А Государственный музей истории Санкт–Петербурга в конце апреля запустил VR–проект "Побег из Петропавловской крепости", в игровой форме рассказывающий об истории главной следственной политической тюрьмы Российской империи — Трубецком бастионе.

Есть куда расти

При всём этом эксперты пока оценивают успешность применения технологий XR как среднюю. Эти IT–продукты вызывают определённый интерес в b2b– и b2c–моделях, но есть ряд технологических, финансовых и иных проблем, которые не позволяют сделать их массово доступными и востребованными, считает Артём Смолин, директор Центра юзабилити и смешанной реальности ИТМО. К технологическим проблемам можно отнести эргономику гарнитур, качество изображения, проблемы вергенции и аккомодации (визуальное восприятие пользователем контента). Стоимость гарнитур и контента для потребителей и организаций хотя и постепенно снижается, но пока ещё остаётся довольно высокой.
При этом эксперт считает, что, если компания осознаёт, в чём именно испытывает необходимость с точки зрения модернизации процессов, и получает качественный VR/AR–продукт, это обязательно приведёт к положительным результатам. Например, прежде чем обучать новых сотрудников на дорогостоящем оборудовании, можно научить потенциального сотрудника на цифровом двойнике. Благодаря эффекту погружения это обеспечит качественный образовательный процесс и позволит сэкономить ресурсы.
Существуют индустриальные системы AR–сопровождения с несколькими сценариями применения: в качестве средства, позволяющего ознакомиться с территорией предприятия и провести онбординг, а также инструмента мониторинга состояния оборудования, отслеживания нештатных ситуаций. Для предприятия можно разработать AR–ассистента, который возьмёт на себя рутинные задачи. Также существуют VR–симуляторы различных производственных ситуаций, с помощью которых можно тестировать сценарии и гипотезы. Мало просто внедрить AR/VR–функционал в производство и надеяться на лучший результат. Сперва важно определиться с целеполаганием и конкретным запросом к технологии: что требуется улучшить с её помощью? От правильного формулирования вопроса зависит то, насколько эффективно будут распределены инвестиции. Интерес к AR/VR растёт, так как эти технологии доказывают свою эффективность для бизнеса и открывают новые возможности на разных этапах производственного цикла: от процесса изготовления товара до его демонстрации целевому клиенту. Так, иммерсивность — одна из главных характеристик — призвана трансформировать процесс взаимодействия с клиентом, стать к нему ближе и повысить его лояльность. Также технологии помогут расширить аудиторию продукта и привлечь потребителей разных возрастов.
Михаил Смирнов
и.о. генерального директора компании "Системы компьютерного зрения"
Уже около 3 лет индустрию моды перевернул VR: у компаний появилась возможность создавать коллекции одежды без пошива. У Adidas был кейс, когда таким образом создали коллекцию одежды, провели показ без участия реальных моделей, продали вещи, и только после этого партия пошла на отшив. Пиар брендов одежды сейчас плотно интегрирован в виртуальную среду. В популярных играх продаются аватары, которые можно одеть в коллекции конкретных компаний. Наши основные кейсы — создание контента в VR для продвижения, например, на выставках. Обращались к нам также фармкомпании, у которых стояла задача сделать игру, позволяющую изучить анатомию человека, влияние на внутренние органы лекарственных препаратов. Машиностроительные предприятия, которые ранее возили на выставки своё оборудование. Сейчас у них есть спрос на создание проекта, позволяющего людям в VR посмотреть, как работает оборудование. Таким образом, зритель может побывать на объектах, на которых в реальности экскурсий не проводится. В дополненной реальности были попытки создания общегородских квестов. Делать их возможно, главная проблема — в дистрибуции. Всё популярнее становятся видео 360°. С помощью специальных камер можно отснять событие так, чтобы сделать его максимально иммерсивным. Надевая шлем, человек полностью погружается в атмосферу мероприятия.
Роман Ницык
директор по развитию ООО "Интерактив"
В пандемию заговорили про применение технологий дополненной реальности в туризме: выбор отеля в VR–очках, полную замену путешествия на погружение в шлеме виртуальной реальности. Даже про 5D–отпуска в специализированных аналогах кинотеатров с эффектами дополненной реальности. Но как только время закрытых границ прошло, все эти идеи остановились в своём развитии. Путешествие — это получение эмоций от живого соприкосновения с природой, морем, океаном.
Анисия Якушева
член экспертного совета молодёжного парламента Госдумы
В июле на борту пяти скоростных теплоходов СПК "Метеор", работающих на пассажирской линии Эрмитаж — ГМЗ "Петергоф", появится новая услуга — просмотр фильма о Петергофе в формате VR. Пассажиры смогут погрузиться в виртуальную историю создания и развития Государственного музея–заповедника, оценить масштаб парковых ансамблей в формате 360 градусов, увидеть знаковые места с необычных ракурсов и с добавлением компьютерной графики. В перспективе рассматриваем возможность использования VR–технологий на круизных судах, например в качестве услуги самостоятельных экскурсий в городах на маршруте следования.
Любовь Ефимова
заместитель гендиректора по коммерческой деятельности и управлению проектами малого флота АО "Водоходъ. Пассажирский Порт"