Категория duty free в апреле установила несколько рекордов, а затем вернулась в норму. Эксперты объясняют это всплеском "потребительского оптимизма".
Согласно данным "СберИндекс", на протяжении апреля сразу несколько недель показали удивительно высокий уровень расходов россиян в магазинах беспошлинной торговли. Началось это ещё в марте: за неделю 27 марта — 2 апреля расходы в duty free выросли на 41,4% год к году. На неделе 17–23 апреля траты в этой категории увеличились на 42,5%, что является наибольшим показателем за последний год при устойчивых отрицательных значениях, наблюдавшихся с 19 июня 2022 года. На неделе 24–30 апреля номинальные расходы выросли год к году на 36,3%. А вот первая неделя мая показала куда как более скромный рост — всего 8,8%. Хотя именно от этого периода, когда многие полетели в кратковременные отпуска, можно было бы ждать рекордов.
Одной из непосредственных причин резкого роста в апреле мог бы стать повышенный спрос потребителей на авиабилеты. Однако по данным сервиса OneTwoTrip, спрос на зарубежные направления с вылетом в апреле 2023 года не изменился относительно марта.
Александр Лебедев, академический руководитель магистратуры "Менеджмент в ретейле" Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, видит причину в нормализации уровня потребительского оптимизма по сравнению с 2022 годом. "В прошлом году внешние события существенно повлияли на уровень потребительской уверенности пассажиров. Поскольку товары duty free не относятся к категории первой необходимости, люди предпочли снизить уровень трат. А сейчас произошла адаптация большинства потребителей к текущей ситуации, что вылилось в рост расходов в этой категории", — отмечает он.
При этом прогнозы экономического состояния магазинов беспошлинной торговли на ближайшее время, по мнению эксперта, неутешительны. Александр Лебедев считает, что в ближайшее время не предвидится восстановления международного турпотока, в том числе транзитных пассажиров. "Ввиду отсутствия прямого сообщения с основными странами импорта и соответствующего усложнения логистики цены выросли, а ассортимент при этом оскудел", — поясняет он.
Кроме того, большинство путешественников за границу совершают полёты туда и обратно, а значит имеют возможность купить интересующие товары за границей, что также ограничивает уровень прибыли владельцев duty free. "Следует ожидать сокращения затрат, в частности на персонал и арендуемую площадь, так как послабления в схемах снабжения магазинов маловероятны", — добавляет экономист.
Чем можно объяснить внезапно вспыхнувший и так же внезапно угасший приступ потребительского оптимизма в апреле, когда новостная повестка была не менее тревожной, чем на протяжении всего года, остаётся неясным. Можно предположить, что какие–то магазины duty free провели в апреле удачные распродажи, привлёкшие внимание транзитных пассажиров. Главная интрига теперь — покажет ли сегмент хорошие результаты с началом большого сезона отпусков.