Розничная и оптовая торговля вышла в лидеры по открытиям бизнеса в Петербурге

Автор фото: Ермохин Сергей

Эксперты считают, что сейчас перспективно запускать производства, которые могли бы заменить ушедшие компании

По данным сервиса регистрации бизнеса и дистанционного открытия счёта дочерней компании "Сбера" АО "Деловая среда", с начала года в Петербурге наиболее популярным видом бизнеса среди всех, кто в этот период открыл своё дело, стала розничная торговля, на втором месте ― оптовая. В эти категории не входит продажа авто и мотоциклов.

Торг уместен

По данным IT–компании "Эвотор", в Петербурге в январе–апреле 2023 года больше всего новых открытий было в сегменте магазинов одежды. На них пришлось 9% от общего числа новых точек. Также высока оказалась доля нового бизнеса в формате "магазин у дома" ― 7%, "табачный киоск" — 6%, "кофейня" ― 5%, "специализированные продуктовые магазинчики" ― 4%.
Как указывает директор по маркетингу "Эвотора" Наталья Сергиенко, финансовые показатели таких организаций сейчас могут быть невысоки из–за серьёзной конкуренции с розничными сетями. "За первые 4 месяца года положительную динамику показывают только магазины одежды, средняя выручка которых выросла на 6% к прошлому году, а также кофейни, обороты которых увеличились на 1%. В то же время средняя выручка табачных лавок уменьшилась на 10%, специализированных продуктовых лавок ― на 7%, магазинов у дома ― на 1% по сравнению с тем же периодом 2022 года", ― констатирует Сергиенко.
В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) обращают внимание, что ретейл — одна из самых стабильных отраслей экономики для инвестиций, особенно это касается FMCG.
"С начала года мы наблюдаем небольшое оживление спроса в сфере по сравнению с годом ранее: покупатели активизировались в периоды гендерных праздников, а также во время длинных майских выходных и в преддверии летнего сезона. Кроме того, крупный бизнес продолжает играть важную роль в поддержании культуры малого и среднего предпринимательства в рознице. Один из основных инструментов — франчайзинг, особенно хорошо представленный в рознице. Несмотря на снижение доли в структуре рынка, розница остаётся одним из лидеров по популярности среди франчайзи", — отмечает председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев.
Однако статистика Петростата не говорит о позитивных тенденциях для розничной торговли. Как ранее писал "ДП", по данным ведомства, оборот ретейла Петербурга в марте 2023 года составил 179,3 млрд рублей, что на 12,2% меньше, чем годом ранее, в I квартале он составил 497,9 млрд (–13,6% год к году). Просел при этом непродовольственный сегмент. Так, в марте оборот компаний в категории non–food составил 111,1 млрд рублей (–18,1% к марту 2022 года), в январе–марте — 307 млрд (–20,4% к тому же периоду 2022–го). Оборот розничной торговли пищевыми продуктами и табачными изделиями в марте составил 68,2 млрд рублей, в январе–марте — 190,9 млрд.
Также высок среди предпринимателей спрос на цветочный ретейл и пекарни. По данным маркетплейса Flowwow, в Петербурге каждый месяц к платформе присоединяются около 150 магазинов из категории "Цветы и подарки" и около 60 пекарен. Ведущий менеджер по привлечению партнёров и аккаунтингу Flowwow Алексей Белкин утверждает, что инвестиции в 1–2 млн рублей для нового бизнеса могут окупиться за 4–10 месяцев. "Например, флористы могут добиться выручки от 200 тыс. до 500 тыс. рублей в первые месяцы после начала работы, а кондитеры и пекари — от 100 тыс. до 200 тыс. В ходе развития бренда продавец может увеличить заработок в 3–5 раз. В некоторых случаях обороты магазина цветов могут достигать 10 млн рублей, а кондитеров — 2 млн в месяц", — говорит он.

Требует вложений

Эксперты, с которыми пообщался "ДП", выделяют и другие тенденции в малом и среднем предпринимательстве (МСП). Генеральный директор рекламно–маркетингового агентства "Креатерра" Инна Новожилова замечает, что компании поступает всё больше запросов от новых локальных производств. На них сейчас приходится до 80% всех заявок, хотя год назад их доля составляла менее 50%.
"Чаще всего потенциальные предприниматели планируют открывать малые производства с небольшими финансовыми затратами. Например, у нас в 2–3 раза выросли за год запросы на продвижение местных брендов одежды, небольших косметических марок, бытовой химии. Появились заявки и на продвижение фермерских хозяйств, кондитерского цеха", — рассказала она.
Кстати, уже существующие производства демонстрируют рост выручки. В качестве примера эксперт приводит кейс завода перфорированного крепежа из Ленобласти, который нарастил выручку и обороты в несколько раз за счёт того, что с рынка ушли западные конкуренты, а Китай снизил активность из–за ковидных ограничений в 2022–2023 годах. Открытие производства требует самых больших инвестиций от предпринимателя по сравнению с другими отраслями. В то же время замена ушедших промышленных брендов, будь то косметические марки или втулки для стиральных машин, может дать хорошую выручку в будущем, считают эксперты. Рынок испытывает потребность в специалистах, которые умеют работать руками: токарях, слесарях, столярах и т. д. Инна Новожилова уверена, что именно в обучение таких кадров следует сейчас вкладывать инвестиции.
По мнению Алексея Комарова, генерального директора предпринимательской платформы Entspace, в ближайшей перспективе в b2b–секторе сохранится высокий спрос на логистические услуги, сервисы по импорту товаров, в том числе параллельному, и развитию деловых связей на рынке Китая, других стран Азии, а также Аравийского полуострова. Уход с рынка зарубежных вендоров располагает к росту спроса на российские IT–решения в самых разных сферах, и здесь небольшие разработчики могут потягаться с крупными игроками.
В b2c с уходом международных массмаркет–брендов возрастёт спрос на ресейл–сервисы и различные инструменты распродаж и скидок. "Хороший потенциал у проектов, связанных с внутренним туризмом (глэмпинги, мини–отели, частные музеи). Это особенно актуально для Петербурга, где можно придумать новые форматы экскурсий или гастрономических туров. В индустрии развлечений растёт спрос на VR. Другая перспективная ниша — обучающие продукты и программы по использованию нейросетей. С ростом популярности ChatGPT и Midjourney cпрос на сотрудников, владеющих ИИ–инструментами, вырос в десятки раз, поэтому EdTech–продукты в этой сфере дадут рынку онлайн–образования новый стимул роста", — добавляет он.
Предприниматели, кстати, не питают особого оптимизма насчёт будущего. По данным исследования Platforma, проведённого среди представителей МСП, почти 60% респондентов из Петербурга признались, что у них нет определённости в прогнозах на 2023 год.
Первый квартал года для большинства малых и средних предприятий города оказался достаточно стабильным относительно предыдущего. Тем не менее снижение выручки стало одной из проблем, с которой небольшие компании сталкивались чаще всего. О ней рассказал 31% опрошенных. Меньше (24%) были вынуждены сменить офис из–за высокой аренды.
Однако самой распространённой проблемой стало вынужденное сокращение бюджетов на маркетинг и PR — 33%.