В Петербурге признали фундаменты колокольни Смольного собора выявленным памятником археологии. Теперь чиновникам предстоит обсудить вопросы, связанные со строительством объекта.
Проект, разработанный великим архитектором в середине XVIII века, но так и не реализованный до конца, спустя годы прений стали воспринимать всерьёз — во многом благодаря усилиям Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге (Фонд). В марте 2023 года в официальном распоряжении Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) обозначил памятник, как "фундамент недостроенной колокольни Смольного монастыря 1751–1767 гг. с прилегающим культурным слоем". Вот только на имеющемся фундаменте воплотить первоначальный замысел Бартоломео Франческо Растрелли сегодня едва ли удастся.
Как архитектор "прописал"
Не секрет, что ансамбль Смольного монастыря был заложен по приказу императрицы Елизаветы Петровны, которая хотела там спокойно встретить старость. По задумке придворного архитектора Растрелли проект включал главный собор, каре с кельями и 170-метровую колокольню — именно она должна была стать логическим завершением всего строительства. Храм и каре успели возвести, а вот колокольню довели лишь до уровня второго яруса из пяти. Сначала помешала Семилетняя война, а затем смерть самодержицы. Кроме того, препятствием стали масштабы задуманного: Елизавета Петровна пожелала видеть колокол весом 12 тыс. пудов и диаметром 6,5 м, но мастеров, способных отлить такое "чудо", оказалось весьма непросто найти.
С 1761 года работы на объекте не возобновлялись практически в течение 70 лет. В это время недострой колокольни использовался как спальный корпус. В 1830-х годах было принято решение его разобрать, а взамен разбить газон-партер.
Путь к восстановлению
К идее возведения колокольни вернулись лишь около 15 лет назад. Среди желающих её реализовать были разные организации, но долгие годы дело так и не продвигалось. Раскопки, которые производились сотрудниками Института истории материальной культуры РАН в 2010-м году, не привели к юридическим последствиям: фундаменты не были поставлены под охрану в качестве выявленного объекта археологии. Кроме того, помимо колоссальных финансовых затрат, неизбежных при работе с памятниками архитектуры, и сложностей, связанных со строительством в историческом центре, проект вызвал множество споров среди градозащитников.
В 2020-м инициативу подхватил Фонд, и уже в конце 2021-го года сделал визуализацию колокольни в натуральную величину при помощи шоу дронов. После этого мнения многих противников идеи изменились: оказалось, что при небольшом смещении от исторического места колокольня, несмотря на свои внушительные размеры (общая высота 170 м), не будет перекрывать Смольный собор. Конструктивного диалога с архитектурным сообществом представителям Фонда также удалось достигнуть на ПМЭФ-2022, где был представлен проект возведения колокольни Растрелли.
Если сейчас и сохраняются сомнения относительно целесообразности воплощения этой идеи, то они, как правило, связаны с тем, что до сих пор доподлинно не известно, почему было прервано строительство и насколько это соотносилось с планами самого архитектора. В Фонде продолжаются изыскания на данную тему. Для чего в Варшавской национальной библиотеке были запрошены чертежи, эскизы и рисунки Растрелли, выкупленные в конце XVIII века одним польским магнатом.
Некоторые петербургские градозащитники придают большое значение сохранившемуся до нашего времени ансамблю Смольного собора и не допускают никаких изменений с учётом вышеизложенного. Другие эксперты, напротив, считают, что застройка вокруг монастыря, сложившаяся в советское время, своего рода отодвинула некогда архитектурную доминанту на второй план. По словам действительного члена Российской Академии Архитектуры и Строительных Наук Татьяны Славиной, чтобы это исправить, нужно повысить роль собора в иерархии градостроительной системы Петербурга. Возведение же колокольни, по мнению вице-президента Санкт-Петербургского Союза архитекторов Михаила Мамошина, лишний раз напомнит о величии первоначальной задумки Растрелли, о том, что Смольный монастырь является одним из наиболее важных и крупных произведений эпохи барокко в городе на Неве, а также выдающимся примером штукатурного барокко.
Новое место
О том, что возвести объект на историческом пятне, вряд ли, получится, "ДП" сообщили в Фонде: "Главная причина в том, что для этого придётся разобрать часть каре, а именно фрагменты, построенные по проекту архитектора Василия Стасова в 1820–1830-х гг. Кроме того, под фундамент колокольни в XVIII веке было забито около 10 тыс. свай. Их извлечение для создания нового фундамента может быть небезопасным в части сохранения целостности Смольного собора и примыкающих к нему построек".
На сегодняшний день наиболее удачным местом для строительства считается площадь Растрелли. По данным Фонда, там нет важных сетей и фундаментов, что уже значительно облегчает работу. Однако исследование прилегающих к Смольному собору территорий и сбор дополнительных исторических материалов, пока продолжаются. В конце мая полученная информация будет вынесена на обсуждение Совета по сохранению культурного наследия, где эксперты детально рассмотрят вопросы строительства колокольни — возможно будущей доминанты нашего города.