IT–компании с аккредитацией получат кредитные послабления

Автор фото: Сергей Коньков

Аккредитованные IT–компании, которые не пользуются льготами, теперь смогут получать субсидированные займы.

Премьер Михаил Мишустин подписал постановление правительства о предоставлении субсидий для льготного кредитования проектов, которые касаются цифровой трансформации и осуществляются на российских решениях. Теперь на кредиты со ставкой до 3% могут претендовать все IT–компании в списке аккредитованных в Минцифры, которые не пользуются налоговыми льготами. Раньше это условие было обязательным для получения поддержки.
Кроме того, компании могут возмещать ранее понесённые расходы посредством кредитов с максимальным сроком 180 дней до заключения договора. Отменено обязательство по индексации заработной платы сотрудникам, а также разрешена выплата премий за счёт льготного кредита. Кроме того, разрабатываемое программное обеспечение должно быть зарегистрировано не позднее 6 месяцев после завершения проекта.
По данным Минцифры, на сегодняшний день более 150 проектов уже получили поддержку, а общий кредитный портфель составляет 76,9 млрд рублей. Банки продолжают рассматривать проекты ещё на 20 млрд. Сейчас в списке аккредитованных Минцифры компаний находятся порядка 22,3 тыс. юрлиц.
Заместитель генерального директора компании "Глазар" по развитию продукта и GR Александр Баев отмечает, что из всех аккредитованных компаний только около половины пользуются льготами. "Многие или имеют особую бизнес–модель, или не располагают подходящими проектами, при которых льготное кредитование или другие преференции покажут себя эффективными. Некоторые просто не могут получить кредит в принципе, другие вообще не готовы разбираться в казуистике разных подзаконных актов", — перечисляет причины Александр Баев.
Кредиты доступны главным образом крупным и средним игрокам. "А для малых, новых IT–компаний, разработчиков нишевых решений, имеющих часто признаки венчурного бизнеса, льготы остались не очень доступны, если только эти компании не перешли на модель аутсорсингового взаимодействия с крупными игроками", — поясняет эксперт.
Однако Роман Фёдоров, председатель совета директоров ГК "Инотех", обращает внимание, что в 2022 году реестр аккредитованных IT–компаний стал пополняться куда активнее, чем раньше. Отток кадров, мобилизация и призыв привели к тому, что получить аккредитацию попытались не только классические IT–игроки, но и компании из смежных отраслей. "Наверняка были и те, что ничего общего с разработкой ПО не имеют. Им и льготы не нужны никакие, кроме отсрочки от призыва. Главное теперь, чтобы из–за одних другие не пострадали", — говорит Роман Фёдоров.
Не так давно Минцифры ужесточило порог входа в реестр и создало новые правила для аккредитации. Это вызвало напряжённость в IT–сообществе. Фёдоров считает, что главное преимущество аккредитации — это налоговые льготы. "Все эти повторные подачи сведений, перепроверки не внушают уверенности, что из–за какой–то формальности тебя не лишат льгот. Для нас льготное кредитование имеет меньший приоритет, чем налоговые льготы", — добавляет он.
При этом пока Минцифры через новые правила аккредитации борется с "недостойными", параллельно создаёт проблемы "достойным" — реальным разработчикам со стажем на рынке 10–20 лет, уверен собеседник "ДП".

Нечего дать взамен

Однако в целом представители индустрии рассматривают нововведение положительно. Правда, обращают внимание на некоторые нюансы. Исполнительный директор ITGlobal.com Василий Белов считает, что кредиты позволят IT–компаниям развиваться быстрее и продолжать стабильно работать, но главный минус заключается в том, что это кредитование под залог.
"Сейчас в программе участвуют 16 банков, и они очень неохотно выдают льготные кредиты малому или новому бизнесу в области IT. Сообщается, что в планах у государства дать доступ к льготным программам под залог интеллектуальной собственности, это может расширить количество их участников", — отмечает Василий Белов.
Надежда Алябьева, директор по маркетингу VideoMost, обращает внимание, что малым IT–компаниям попросту нечего предложить в залог банкам. Стоимость их материальных активов (зданий, сооружений, оборудования, складских запасов и пр.), как правило, невелика.
Что же касается перспектив передачи в залог нематериальных активов (интеллектуальной собственности), то возникает проблема справедливой их оценки, подчёркивает Алябьева. По её словам, используя формальные подходы и алгоритмы, банки занижают стоимость интеллектуальной собственности в десятки и сотни раз.
"Мы небольшой российский разработчик ПО для корпоративных коммуникаций, и для нас изменения никаких преимуществ не принесли. Скорее, наоборот. Количество аккредитованных IT–организаций за последний год значительно выросло за счёт того, что ими теперь стали не только и не столько продуктовые компании, а интеграторы, маркетплейсы и прочие интернет–сервисы. А при неизменном общем объёме финансирования программы увеличение числа допущенных скорее снижает доступность меры поддержки для реальных разработчиков, чем повышает", — обращает внимание Алябьева.
Дарья Судьбина, финансовый директор Navicon, замечает, что льготное кредитование обременено ограничениями на использование средств, запретом на выплату дивидендов и иными условиями. Эти условия могут быть неподходящими для разработчиков, особенно для зрелого и прибыльного IT–бизнеса, добавляет Дарья Судьбина.