Малый бизнес считается одним из драйверов развития экономики, именно поэтому он нуждается в поддержке и особом внимании со стороны государства и региональных органов власти. Особенно это заметно в кризисное время, вызванное пандемией и санкциями. Проблематика МСП стала темой форума, организованного редакцией "Делового Петербурга".
По данным Единого реестра субъектов МСП, на 10 мая в Петербурге насчитывалось 368,1 тыс. предприятий, относящихся к малому и среднему бизнесу. Его основная специфика — оптовая и розничная торговля, а также обрабатывающая отрасль промышленности. Как отмечает директор Фонда развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге (Центр "Мой бизнес") Валерий Береснев, Петербург сегодня вышел на доковидный уровень по доле поступлений в бюджет, которые обеспечивают предприятия МСП, — порядка 33%. Разумеется, в этом отношении есть куда расти.
Государство со своей стороны старается оказывать помощь предпринимателям. Так, нацпроект "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" предоставляет финансовые инструменты — например, в Фонде содействия кредитованию можно получить микрозаём в размере 5 млн рублей сроком от года по ставке 1-5%. Спектр целевого использования широк: пополнение оборотных средств, инвестиции, вложения в основные средства и т. д. Хотя от бизнеса поступают жалобы на то, что воспользоваться этим механизмом проблематично из-за бюрократии.
"Мы стараемся уменьшать пакет документов, которые требуются для получения кредита, например выходим в "цифру", что позволяет подавать документы и получить консультацию онлайн", — отмечает Береснев. Он добавляет, что на эти кредиты есть спрос: чтобы дать возможность воспользоваться инструментом большему числу людей, фонд ежегодно докапитализируется. Производственный бизнес может получить целевые займы по ставкам 1 и 3% годовых на разработку новой высокотехнологичной продукции, импортозамещение, лизинг производственного оборудования, станкостроение, цифровизацию действующих производств и другие проекты.
Город даёт и гранты — до 500 тыс. рублей социальному бизнесу и организациям, которые открывает молодёжь (люди до 25 лет, учредители или ИП).
Малому бизнесу есть куда расти, в том числе и за счёт самозанятых, которых в Петербурге более 465 тысяч. На базе Центра реализации проектов "Мой бизнес" запущен пилотный проект «"Бизнес-лифт", способствующий их переходу в более устойчивые формы ведения предпринимательской деятельности благодаря комплексу различных мероприятий, сервисов и инструментов поддержки.
Не доверять, но проверять
Основной вопрос, который всегда волнует предпринимателе, — налоги. С начала этого года введён Единый налоговый платёж (ЕНП), который продолжают активно обсуждаться в бизнес-среде: спустя 5 месяцев к инструменту остаются вопросы. Заместитель руководителя УФНС по Санкт-Петербургу Светлана Лебедева рассказала, что много вопросов и недопонимание возникает насчёт снижения УСН и ПСН на сумму уплаченных фиксированных страховых взносов. "По этим взносам не предусмотрено деклараций, они начисляются налоговым органом. ФНС нашла решение. Предприниматель платит фиксированные взносы на ЕНП и, имея положительное сальдо на конец отчётного (налогового) периода, снижает сумму ПСН и УСН. Также доступен второй вариант: предприниматель может подать заявление о зачёте в порядке ст. 78 Налогового кодекса. По сути в заявлении плательщик пишет, что хочет, чтобы его деньги опустили в карточку по страховым взносам, тогда также можно будет снизить ПСН или УСН и показать в уведомлении сумму меньше. Подать заявление можно через личный кабинет", — поясняет Светлана Лебедева.
ИП и юрлица давно ждут открытия раздела Единого налогового счёта (ЕНС) в личных кабинетах, там они смогут увидеть и понять, правильно ли распределяются их платежи. По словам Лебедевой, этот вопрос решится в ближайшее время, у физлиц этот раздел уже открыт. Сейчас для того, чтобы узнать, как распределились средства с ЕНП, предприниматели могут обратиться в налоговую за индивидуальной сверкой.
Однако проблемы сейчас касаются не только ЕНП. Самая распространённая боль у предпринимателей, по словам старшего юриста практики разрешения споров "ССП-Консалт" Яны Кирилловой, — это дробление бизнеса. Осознанные предприниматели этим не занимаются, но зачастую они могут не знать, что находятся в этой схеме. "У них может быть группа компаний, имеющая признаки дробления. Есть понятие законной налоговой оптимизации, но не все осведомлены о её механизмах. Цифровизация несколько упростила этот процесс, тем не менее люди не всегда понимают, какие возможности у них есть", — констатирует Кириллова.
Эксперты отмечают, что предприниматель в непонятной ситуации может пойти двумя путями: или самостоятельно изучать документацию и обращаться за консультацией в налоговую, или прибегнуть к помощи консультанта. По словам Яны Кирилловой, у бизнеса мало доверия к налоговым органам. Поэтому люди обращаются за помощью к частникам.
В ФНС в свою очередь говорят, что готовы идти навстречу бизнесу и давать необходимые разъяснения, некоторые руководители организаций же утверждают обратное. "Рынок не до конца обелён, те, кто изначально выбирает серую модель, подбирают под неё соответствующих консультантов и не идут на контакт с налоговой", — говорит она.
Иногда консультант готовит человека к походу в налоговую, объясняет, что нужно, добавила Яна Кириллова. В итоге человек уходит думать и не обращается в ФНС, а затем возвращается к частнику с большей проблемой.
Земельные споры
Не менее важной остаётся имущественная поддержка петербургских предпринимателей. Основные меры (моратории по начислению пеней и взысканию штрафов, отсрочка по арендной плате и отмена индексаций на уровень инфляции) действовали в 2022 году. Также было разрешено продлевать договоры аренды земельных участков, в том числе для НТО. Ранее по этому вопросу велись активные споры между властью и бизнесом. Федеральный закон позволил продлевать договоры НТО на 7 лет, но оставил окончательное решение на откуп регионам, и в Петербурге этот срок региональным законом сократили до 2 лет и распространили только на тех, у кого договоры истекают до конца 2023 года.
Заместитель начальника нормативно-методического управления КИО Максим Аксёнов указывает, что предприниматели Петербурга и так могут продлевать свои договоры на 5 лет при отсутствии долгов и неустранённых нарушений. По словам Аксёнова, среди всех обратившихся в комитет лишь около 20 человек просили продлить им договор аренды на 2 года, порядка 150 сделали это по общему порядку. Бизнес не перестаёт задаваться вопросом: почему нельзя установить срок, указанный федеральным центром, если городу это экономически выгодно? "Возможность продления на 5 лет по закону Петербурга даётся с согласования всех комитетов, мера поддержки по постановлению №353, которое изуродовали в городе, доступна лишь небольшому числу предпринимателей", — отмечает председатель РОО "Содействие малому бизнесу" Янина Гришина.
В Петербурге есть НТО, работающие по договорам аренды и по договорам размещения. В первом случае владельцы объектов продлили сроки одним документом, во втором — столкнулись с большой проблемой. Гришина напоминает, что несколько лет назад власти города проводили кампанию, уговаривая владельцев ларьков переходить на договоры размещения объектов, в итоге те, кто сделал это тогда, остались "крайними".
По теме НТО жалобы поступают и от рестораторов. В Москве ставить летние кафе традиционно разрешают раньше, чем в Петербурге, а убирать — позже. Сейчас у нас есть два варианта размещения летних кафе: как НТО (объект с подиумом или с навесом) или размещение уличной мебели. Если вариант с НТО предполагает заключение договора и взимание платы, а также включение объекта в схему размещения летних кафе, то в случае с уличной мебелью достаточно подать заявление и получить разрешение размещать выносные столики и зонтики. Это бесплатно, но мебель необходимо убирать с полуночи до 8:00. Аксёнов подчёркивает, что сейчас рассматривается вопрос отменить это правило, комитет по благоустройству вопрос согласовал. "В апреле были внесены изменения в федеральное законодательство, и теперь летние кафе не относятся к НТО. Нам придётся корректировать законодательство и выбирать вариант. Либо у нас летние кафе как подиумы и как уличная мебель "сольются" в одно, либо мы оставим два варианта с разными возможностями регулирования. Но это вопрос не этого года точно", — отметил представитель КИО.
Ещё одна проблема — единый оператор по сбору отходов. В Петербурге изначально, воспользовавшись правом региона, эту норму не вводили, но сейчас закон действует. "Методика расчёта отходов в Петербурге гораздо жёстче, чем даже в Ленобласти. Комитет по природопользованию направил в профильное министерство свои экономические выкладки по этому вопросу с тем, чтобы на уровне города появилось право корректировки. Ожидаем результата уже в следующем квартале", — сообщила советник губернатора Санкт-Петербурга, председатель Общественного совета по развитию малого предпринимательства Елена Церетели.
Не помочь — себе дороже
С каждым годом возрастает число самозанятых. По данным ФНС на 30 апреля, в Петербурге их насчитывалось 484 013 (458 794 физлица и 25 219 ИП). Однако некоторые эксперты не питают оптимизма по этому поводу. "На мой взгляд, это означает, что бизнес не может выдержать условия, которые созданы в городе для юрлиц и ИП, поэтом люди переходят на такой вид предпринимательской деятельности, но он в свою очередь имеет множество ограничений с точки зрения возможностей как по видам деятельности, так и по мерам поддержки", — считает Янина Гришина.
На самозанятость переходит сфера услуг, например, в пандемию налог на профессиональный доход решили уплачивать салоны красоты, которые вынуждены были не работать из-за ограничений. "То же самое сейчас происходит с ювелирной отраслью, которую перевели на НДС почти без переходного периода. По итогам I квартала более 11% отрасли исчезло, к концу года мы можем потерять её, — указывает Гришина. — Ранее ювелиров долго выводили из тени, а теперь загнали обратно". Поскольку малый бизнес является драйвером развития экономики, на него необходимо обращать наиболее пристальное внимание. Это как раз тот случай, когда отсутствие помощи от государства окажется в итоге дороже, чем меры поддержки.
В условиях санкций особенно актуальными становятся лизинговые программы по приобретению автомобилей для юрлиц и ИП. "С учётом того, что большинство европейских производителей покинули рынок, мы активно работаем как с китайскими партнёрами напрямую, так и с официальными дилерами в регионах, заключаем с ними договоры о сотрудничестве (зачастую на эксклюзивных условиях), позволяющие предложить клиентам внушительные скидки на приобретение транспортных средств различных сегментов, — поделился Алексей Борисов, директор представительства лизинговой компании CARCADE в Петербурге. — Уже понятно, что новые марки становятся всё более востребованными на рынке: за последний год четверть продаж составляет грузовая и специальная техника китайского производства".
По словам Борисова, марки, которые сейчас заходят на российский рынок, предоставляют в том числе полноценное гарантийное обслуживание автомобилей. Но вот дефицит техники продолжает наблюдаться — поставщики пока не успевают закрыть потребительский спрос полностью.