Иностранные кредитные организации будут допущены на отечественный рынок не только через "дочки", как это происходит сейчас, но и через филиалы. То, о чём глава ЦБ Эльвира Набиуллина ещё недавно говорила как о чём–то "очень предварительном", свершилось. Интерфакс 23 мая раскрыл суть соответствующего законопроекта. Он разработан Минфином и направлен на согласования в Минэкономразвития и ЦБ.
Итак, для работы в РФ через филиал иностранный банк должен будет получить лицензию ЦБ. Одно из условий её получения — внесение на корсчёт гарантийного депозита не менее 1 млрд рублей. Филиалы будут допущены к работе только в корпоративном сегменте. Физлица смогут лишь отправлять денежные переводы. Впрочем, и для предприятий перечень услуг окажется крайне скудным. Скажем, привлечь кредит или разместить депозит будет нельзя. Ну и конечно, банк, открывающий филиал, обязан иметь "правильную" родословную — он "не должен являться лицом иностранного государства, совершающего недружественные действия в отношении российских юридических и физических лиц".
Те, кто наблюдает за российской финансовой системой давно, испытывают дежавю. Вопрос, разрешать ли иностранным банкам работать в РФ через филиалы, остро дискутировался в конце 1990–х — начале 2000–х годов. США ставили допуск филиалов на наш рынок как одно из условий принятия России в ВТО. Но глава ЦБ Виктор Геращенко (да и не он один в российской власти) стоял тогда на своём: мол, нет, и всё, никаких филиалов, пусть иностранцы работают тут через полноценные "дочки". Сторонников столь жёсткой позиции тогда можно было понять: страны Балтии и другие государства Восточной Европы максимально либерализовали доступ на свои финансовые рынки и те утратили самоидентичность — всего через несколько лет там стал преобладать западный капитал. Забавно, что российские переговорщики сумели тогда "дожать" американских партнёров и Россия в ВТО вступила.
Теперь же у нас ВТО принято скорее ругать, чем хвалить. Да и западный капитал в банковскую систему России не особо стремился — даже до февраля–2022. Мы словно возвращаемся к тому, что требовали от нас Штаты 20–25 лет назад. Но уже не для их банков, а для дружественных. Вопрос лишь в том, захотят ли эти банки открывать филиалы, учитывая, что в Минфине рассматривают их скорее как систему денежных переводов для юрлиц, чем полноценные финансовые институты.