Судостроительный завод "Отрадное" (ранее "Пелла СК"), перешедший группе "Норебо", стал преемником "Пеллы" в судах за срыв сдачи траулера "Андромеда".
Договор о строительстве четырёх траулеров "Пелла" и "Мурмансельдь 2" подписали в 2017 году. Стоимость серии оценивалась в 160 млн евро. Суда этого проекта предназначены для ловли донных пород рыб и переработки на борту. Головной траулер "Андромеда" должен был выйти на промысел весной 2020 года. Последние новости о проекте датируются 2019 годом, когда "Андромеду" и второй траулер (первый серийный) "Кастор" спустили на воду для достройки.
Заказчик, судя по всему, в дальнейшем отказался от партнёрства с "Пеллой". Во всяком случае верфь вернула ему аванс 32 млн евро, полученный за "Андромеду", но отказалась гасить убытки и неустойку, которые истец оценил в 4 млн евро и 3 млн рублей соответственно.
Теперь преемником "Пеллы" в судебных спорах с "Мурмансельдью 2" (а их как минимум три) фактически стал холдинг "Норебо". Напомним, рыбопромышленная группа стала владельцем 100% долей ООО "СЗ Отрадное" после реорганизации "Пеллы". Вместе с этой компанией в собственность "Норебо" перешло всё движимое и недвижимое имущество, а также права и обязанности по договорам на строительство рыболовного флота, заключённым "Пеллой" до 2021 года.
Такая сделка помогла "Пелле", которую контролирует предприниматель Герберт Цатуров, избежать банкротства. "Норебо" же получила возможность самостоятельно строить промысловый флот.
В рамках одного из исков, предъявленных "Пелле" в 2022 году, "Мурмансельдь 2" намерена взыскать почти 824 млн рублей. Это 350 млн процентов за пользование чужими денежными средствами, 397 млн неполученного дохода и 77 млн рублей реального ущерба, говорится в материалах дела. В мае истец заявил об увеличении требований (на сколько, пока неизвестно). При этом в рамках другого иска "Мурмансельдь 2" пытается обратить взыскание на недостроенную "Андромеду", заложенную по договору ипотеки. Таким образом, от исхода этих судов зависит как потенциальная выплата крупных сумм, так и судьба недостроенного траулера. Если взыскание будет обращено и судно перейдёт заказчику, ему нужно найти верфь, чтобы завершить работы. В случае победы "Норебо" группа сможет самостоятельно достроить "Андромеду" и использовать её по назначению или продать, предполагают участники рынка.
Возможно, решающим в этих тяжбах станет итог судебного спора, в рамках которого "Пелла" пытается снять обременение с головного судна и погасить запись о его ипотеке. В первой инстанции верфь проиграла, решение не в её пользу также устояло в апелляции. В конце апреля преемник "Пеллы" подал в суд кассационную жалобу, которую арбитраж пока оставил без движения по формальным признакам.
Портфель двух компаний "Норебо" в петербургской агломерации ("СЗ Отрадное" и "Нева–Стапель") насчитывает не менее 12 проектов. В их числе два краболова проекта 3070, четыре траулера–процессора проекта 3095 (тип "Андромеда"), два траулера–процессора проекта 1701 и четыре ярусолова проекта 200101. "СЗ Отрадное" выступает заказчиком, а подрядчиком стала компания "Нева–Стапель" (прежнее название — "Пелла–Стапель"), которая раньше тоже принадлежала "Пелле". Работы ведутся на площадке в Отрадном, от развития которой "Пелла" также отказалась.