Импортозамещение в сегменте биологически активных добавок идёт быстрее, чем предполагалось. Аптечные сети с успехом осваивают выпуск собственных торговых марок.
Согласно подсчётам аналитиков консалтинговой компании "Деловой профиль", на российском рынке сегодня представлена продукция более чем 850 производителей биодобавок. Лидирующие позиции занимает российский "Эвалар", который, по данным DSM Group, контролирует 14,3% отечественного рынка. Доля биологически активных добавок в портфеле производителя составляет 74,7%, а номенклатурный ряд включает 110 брендов.
Второе место с долей 7,3% традиционно занимает американский Solgar, а третье принадлежит канадскому фармацевтическому концерну PharmaMed, которому, несмотря на санкции, за прошедший год удалось хоть и незначительно, но всё же нарастить свою долю на российском рынке с 5,3 до 5,4%.
В десятку ведущих производителей биодобавок вошли российские компании "Квадрат–С", занимающий 4,9% российского рынка, ВТФ с долей 3,2% и "Мирролла" (2,6%), а также представители иностранных концернов — немецкая Stada с долей 2,5%, американская Unipharm (2,7%), немецкая Queisser Pharma (2,2%) и индийская Dr.Reddy’s (2,1%).
Рынок устоял
Эксперты не исключают, что уже в ближайшее время нишу, которую долгие годы занимали зарубежные гиганты фармпромышленности, могут заполнить российские производители. В настоящий момент Минэкономразвития РФ в качестве ответных мер на расширение экспортных ограничений против России рассматривает предложение либо вообще запретить импорт биодобавок, либо ввести заградительные пошлины на ввоз БАДов из недружественных стран в размере 220%.
Некоторые иностранные компании уже покинули рынок. Так, по данным "Смарт Консалт", о закрытии 62 центров продаж и приостановке своей работы в России объявила американская компания Herbalife Nutrition. Свернула почти все инвестиции и немецкая химико–фармацевтическая компания Bayer, которая к концу 2022 года совместно с ООО "Макиз–Фарма" планировала начать выпуск целого ряда наименований новых биологически активных добавок. Также о сокращении инвестиций и рекламной деятельности сообщали такие компании, как Eli Lilly, Novartis, GlaxoSmithKline, Pfizer Inc., Sanofi и др.
Тем не менее, по словам Ивана Дындикова, директора по развитию СРО "Союз производителей БАД", рынок устоял. "Мы не наблюдали дефицита на полках каких–то групп товаров. Те продукты, которые выпускали ушедшие с рынка компании, были заменены российскими производителями. При этом, как показывает статистика, население делает выбор в пользу отечественных биологически активных добавок, поскольку у этих продуктов весьма достойное качество, но зачастую они продаются за меньшие деньги", — отмечает он.
Действительно стоимость отечественных препаратов нередко ниже импортных аналогов в 2 раза и более. В связи с этим продажи отечественных БАДов растут не первый год.
Наша марка
Ключевым драйвером роста рынка биологически активных добавок в аптечном сегменте является весьма чётко обозначившаяся тенденция на запуск аптечными сетями товаров под собственными товарными марками (СТМ). Биологически активные добавки подобной категории создаются на основе контрактного производства: продукт изготавливается на фармацевтическом предприятии по заказу аптечной сети, которая затем продаёт его под своим товарным знаком.
"В последние несколько лет этот тренд стал очень заметен, — подтверждает Сергей Шуляк, генеральный директор аналитического агентства DSM Group. — Сейчас достаточно большие группы биологически активных добавок представлены под собственной торговой маркой той или иной аптечной сети. При этом доля традиционных БАДов немного уменьшается, в то время как категория СТМ продолжает активный рост". По подсчётам Сергея Шуляка, на конец 2022 года доля таких препаратов на аптечном рынке составила 11% в рублях и около 18% в упаковках.
В то же время, как отмечает Сергей Шуляк, позволить себе выпуск СТМ могут только крупные аптечные сети. "Дорогостоящие импортные бренды из смежных категорий, таких как хондропротекторы, микроэлементы, пищеварительные ферменты, замещаются на СТМ. Крупные аптечные сети считают, что именно СТМ позволит им увеличить рентабельность и привлечь потребителей. У данной категории товаров несомненно есть перспективы", — убеждён эксперт.
Согласно прогнозам "Смарт Консалт", увеличение популярности БАДов, выпускаемых под собственными торговыми марками, останется значимой тенденцией рынка и в 2023–2025 годах.
Специальный контракт
По мнению игроков рынка, на фоне ухода зарубежных игроков и за счёт развития контрактного производства доля отечественных производителей БАДов уже в самой ближайшей перспективе, несомненно, значительно возрастет. Желание как можно быстрее занять эту нишу подтверждается заявлениями фармацевтических предприятий об открытии новых линий по производству биологически активных добавок. Так, в конце апреля 2023 года петербургская компания Solopharm успешно запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и биологически активных добавок с общим объёмом инвестиций более чем 2 млрд рублей. О расширении производства БАДов ещё раньше заявил производитель "Квадрат–С". Работу над запуском линейки БАДов на днях анонсировал и московский производитель кето– и низкоуглеводных продуктов компания "Бьюти Байт".
По мнению экспертов, дополнительным стимулом для создания новых производств БАДов станет поддержка проектов импортозамещения со стороны государства. В частности, тех, которые будут реализованы в рамках специальных инвестиционных контрактов (СПИК–2). Механизм таких контрактов предполагает фиксацию обязательств инвестора в части реализации проекта, с одной стороны, и обязательств государства в части обеспечения стабильности условий ведения бизнеса и предоставления мер господдержки — с другой. При объёме вложений до 50 млрд рублей срок контрактов составляет до 15 лет. Если сумма инвестиций больше, то период действия контракта может быть увеличен до 20 лет.