Косметический рынок пострадал из-за санкций и ухода международных брендов. Эксперты считают, что заменить их частично смогут локальные производители экологичной косметики, среди которых есть перспективные проекты.
В прошлом году прекратились поставки таких марок, как Biotherm, CeraVe, Clinique, Helena Rubinstein, L’Oreal, La Roche–Posay, Lancôme, Shiseido, Vichy. Продажи средств по уходу за кожей лица в целом по стране сократились на 22%, до 335 млн упаковок.
Геополитическая ситуация сказалась и на поставках сырья, ранее порядка 60–70% ингредиентов, используемых в косметической отрасли, были импортными. В стране есть производство базовых компонентов (глицерин, пропиленгликоль, гелеобразователи), а также экстрактов, отдушек и поверхностно-активных веществ, однако этого ресурса мало для поддержания индустрии. По данным экспертов, тяжелее всего дела обстоят с активными веществами в средствах по уходу за кожей, которые требуют сложных научных разработок, а также с сырьём для декоративной косметики. В качестве альтернативных поставщиков могут выступать Китай, Индия и Турция.
Трудности или возможности?
Вместе с тем уход с российского рынка международных косметических брендов стимулировал спрос на органические средства для ухода от локальных производителей. По данным исследований, этот рост был наиболее заметен весной прошлого года, когда показатели продаж выросли на 31% к апрелю–маю 2021-го. Самыми востребованными оказались средства для ухода за кожей лица, волосами и телом. Среди лидирующих категорий по числу заказов — питательные кремы, масла и сыворотки для лица. Эксперты прогнозируют кратный рост производства органической косметики, хотя сегодня этот сегмент ещё находится в начале своего пути развития.
В целом, по мнению некоторых экспертов, нынешняя ситуация выгодна для российских производителей косметики. В наиболее выигрышном положении оказались те, кто начал исследовать эту нишу до санкций 2022 года. Например, предпринимательница Рада Русских 2 года назад инвестировала 1,2 млн рублей в стартап по производству натуральной косметики. В настоящий момент её проект вырос в крупнейших холдинг, выпускающий продукцию под тремя брендами.
"Сейчас общий оборот компании составляет 180 млн рублей в год. Наш стартап по производству натуральной косметики — это скорее социальный проект и в принципе низкомаржинальный бизнес, зато совесть чиста. Мы производим натуральную косметику на веган-заводе, не используя продукты животного, синтетического или химического происхождения. Также не тестируем косметику на животных. В будущем планируем вырасти в международный проект и пропагандировать принципы осознанного потребления на весь мир", — поделилась Рада Русских.
Рада Русских, предприниматель
Воспитать своего потребителя
Производства экологичной косметики в России на сегодняшний день практически отсутствуют, крупных импортных брендов на рынке тоже нет. С одной стороны, это говорит о свободе от конкуренции в сегменте, с другой — о том, что покупатель ещё не пришёл к осознанному потреблению. Поэтому, по мнению эксперта, сегодня главная задача подобного бизнеса — не столько в презентации широкого ассортимента продуктов, сколько в том, чтобы доносить до аудитории ценность экологичности и натуральности. Отчасти в связи с этим косметика брендов, разработанных командой Рады, продаётся в основном на онлайн-площадках. В перспективе если компания и будет развивать офлайн-канал, то только в партнёрстве с единомышленниками.
Транслируя обществу принципы экологичности и осознанного потребления, бизнес сталкивается с рядом сложностей. Одна из них — невысокая платёжеспособность населения. Большинство людей при выборе средств ухода руководствуются их стоимостью, поскольку натуральная косметика стоит дороже, выбор часто делается не в её пользу. Приобрести банку крема, надпись на упаковке которого гласит, что он содержит три средства в одном, гораздо выгоднее, но главный вопрос — в качестве его воздействия на кожу.
Нежелание покупателя знакомиться с натуральной продукцией и тормозит развитие сегмента, считают предприниматели, особенно сложно приходится первопроходцам, которые ставят себе цель приучить аудиторию к качественному продукту. Покупать экокосметику по той цене, которую предлагает рынок, массовый потребитель не готов, а продажи производителя не так высоки, как у тех, кто ориентирован на массмаркет. Процесс разворота спроса в сторону более качественного продукта, по прогнозам экспертов, займёт ещё минимум несколько лет.
Не судить по обложке
Проблему сторонники экологичного подхода видят и в создании упаковки. "У людей сохраняется потребительское сознание. Основная задача производителя — произвести и продать, а основная идея потребителя — купить и выбросить, и никто не осознаёт, что так мы создаём тонны мусора, не переживая о том, сможет ли он разложиться после того, как его отправят на помойку. Поэтому, изобретая концепции упаковки, производители заботятся скорее о её дизайне, чтобы обеспечить высокие показатели продаж", — сетует Рада Русских.
Предприниматель отмечает, что изначально решила пойти по другому пути и производить упаковку для своей продукции из переработанного сырья: баночки для косметики — из вторичного пластика, а коробки — из гофрокартона, они полностью разлагаются за 2 недели. "Мы не ламинируем внешнюю упаковку намеренно, чтобы коробка разложилась максимально просто и быстро. При этом нас хейтят и экоактивисты, обвиняя в том, что вместо стекла мы используем упаковку из переработанного пластика. Вероятно, они не знают, что натуральная косметика, в отличие от химической, не вступает ни в какую реакцию с пластиком и сохраняет свою чистоту. И на самом деле стеклянную упаковку намного сложнее переработать, чем пластиковую", — указывает она. Два года назад компания стала спонсором организации по сбору пластика Sungay Watch в Индонезии. Волонтёры помогают собирать мусор с пляжей и из рек Бали для дальнейшей переработки.
Ниша экологичной косметики и формируется силами тех предпринимателей, кто готов инвестировать средства в проекты, которые могут выстрелить в будущем. Это же можно сказать и о тех, кто занимается ресейлом, сортирует мусор, создаёт предметы декора и мебель из вторсырья. Эксперты считают, что на каждый подобный проект может найтись свой потребитель, однако, чтобы общество дошло до этого, потребуется время. В настоящий момент концепции Zero Waste следует не очень большое число компаний, однако с каждым годом тренд укрепляется.