Приглашать Россию на мирные переговоры или нет — решать Владимиру Зеленскому, заявили представитель Белого дома Джон Кирби. С кем при этом украинский президент будет говорить, да и кто возьмётся устроить такие переговоры, Кирби уточнять не стал. Над ним смеялись напрасно: вопрос действительно не из лёгких.
Говорить на условиях Запада не готова Россия. В способности Китая быть честным посредником Европа и США сомневаются из-за его тесных связей с Россией. Это отметил Wall Street Journal. Неприятие вызвало недавнее предложение китайского посланника Ли Хуэя прекратить огонь, а новые регионы оставить за Россией.
Недовольны на Западе и возможной ролью в конфликте турецкого президента, которого назвали "самопровозглашённым посредником". Между тем на днях стало известно, что в Анкару скоро приедут президенты России и Украины, и понятно, о чём пойдёт речь.
Эрдоган и Украина: почему атомной бомбы не случилось
Реджеп Эрдоган в третий раз стал президентом Турции. "Эрдоган празднует триумф. Оппозиция льёт слезы. Поддержку турецкому президенту выразил Путин", — сказал Frankfurter Allgemeine Zeitung. Настрой поддержала Financial Times: "Эрдоган пообещал "лечить" Турцию диктатурой. Страну ждёт тревожное будущее: судьба демократии вызывает опасения. Праздновать победу Эрдогану некогда".
Guardian выразила мнение, что Эрдоган поставил Запад между страхом и надеждой: "С одной стороны, турецкий лидер способен привести страну к ещё большему сближению с Россией, с другой — утратив возможность баллотироваться ещё раз, может перестать руководствоваться в своей внешней политике целью сохранения своей власти". А Newsweek кратко заявил, что "на выборах в Турции победил Путин".
Для России эта победа действительно значима, и экономически, и политически. Насколько велика именно сейчас роль Эрдогана в российских внешних связях? Можно ли говорить о союзе Турции и России, стратегическом или ситуативном? Выгодна ли для России ведущаяся Эрдоганом внешнеполитическая партия?
Нередко политики-харизматики (характерные для турецкого политического процесса ещё с 1950-х годов), включая Эрдогана, во многом популисты. Эрдоган изначально пришёл к власти на волне лозунгов прозападного мира, внуки его имеют американское гражданство, а дети учились на Западе. Поэтому в его отношениях с западным миром далеко не всё однозначно.
Даже учитывая риторику министра МВД Сулеймана Сойлу, который не так давно заявил, что Америку ненавидит весь мир, а на днях в публичной речи пригрозил уничтожить всех, кто раскачивает ситуацию в стране. Независимо от национальности.
"Америка не развернула против Эрдогана кампанию накануне второго тура выборов и изначально ставила на двух лошадок, — говорит политолог, доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций РАНХиГС Ольга Дегтярёва. — Прагматичность подхода была очевидна".
Во многом этом связано с тем, что турецкий ВПК находится в привилегированном положении: он закрывает потребности одной из сильнейших в военном плане держав НАТО. Как пишет турецкое издание Yeni Şafak, "ожидание быстрого улучшения роли Турции в НАТО и её отношений с США, возможно, нереалистично. Однако осознание Западом того, что в течение ближайших 5 лет ему придётся работать с Эрдоганом, усилит позиции Турции".
В отношениях НАТО и Турции накоплены определённые инерция и опыт, выраженные в поставках и составе имеющегося парка вооружений и военной техники, технологических процессов промышленности, отмечает Дегтярёва. Пример — беспилотник Bayraktar, к производству которого имеют отношение и английские, и канадские, и австрийские фирмы (кстати, узнал Business Insider, почти все имевшиеся у Киева Bayraktar Россия сбила).
Турция разрабатывает свои образцы вооружений, опираясь на технологии разработчиков первого эшелона. Сила этой страны сейчас — современная бронетехника, боевые корабли, лёгкие боевые самолёты, вертолёты, БПЛА, ряд образцов управляемых вооружений, в которых предусмотрено гибкое изменение продукта под запрос заказчика.
“
"Но даже в случае договорённостей о совместном производстве с Россией или Китаем изменение этого сложившегося баланса со странами НАТО не будет быстрым. Особенно в первые годы", — уверена Ольга Дегтярёва.
Надо вспомнить и данные в своё время Эрдоганом обещания, что к выборам 2023 года Турция подойдёт со своей атомной бомбой. Эта история была совместной с Киевом, и Эрдоган учитывал, что у Киева есть для того потенциал: одно из хранилищ было в Запорожской АЭС.
У Турции хранилищ для радиоактивных материалов нет, а у Украины такие хранилища, особенно для длительного хранения, были построены в 2014 году американцами, напоминает Ольга Дегтярёва. Сейчас тема потеряла актуальность, в международном плане её сменила другая.
Характерно в этом плане высказался австралийский политолог Малколм Дэвис, который заявил, что российские тактические ядерные ракеты совсем не страшные и боятся их только трусы. То же самое касается и перспективы ядерной войны, которая "существует", но "не должна сдерживать Запад".
Его заявление вызвало возмущение в Польше: как иронизирует Do Rzeczy, если поляки бросятся под ядерную бомбу — это, конечно, очень им поможет в борьбе с Россией, только понятно, почему такие советы даёт австралиец: он находится на достаточно безопасном расстоянии.
Контрнаступление Украины тем временем анонсировали на конец лета. И если премьер-министр Венгрии Виктор Орбан считает, что его необходимо предотвратить, чтобы не допустить многочисленных потерь, то Вашингтон, напротив, готовит очередные поставки вооружений.
Перед наступлением, как узнала от украинских чиновников Financial Times, Киев решил устроить против России серию психологических атак. В связи с этим последнее время активизировалась работа диверсионно-разведывательных групп ВСУ и участились атаки на российскую территорию, к которым, по словам Киева, он "прямого отношения не имеет".
По мнению профессора кафедры государственного и муниципального управления РАНХиГС Людмилы Пушкарёвой, эти атаки нельзя назвать сильными в военном плане. И тем не менее из-за них пострадали гражданские, несколько человек погибли, нанесён материальный ущерб ряду объектов на территории РФ, было оказано влияние на привычный образ жизни мирных граждан — особенно в Белгородской области.
При всём этом общество выглядит психологически довольно устойчивым, не проявляя паники, а нападения чаще вызывают гнев, чем страх.
“
"Нынешняя ситуация, связанная с СВО, затронула разные сферы граждан страны, включая социально-психологическую сферу. Россияне в большинстве своём патриотически настроены и соответственно относятся к происходящим событиям, и этот настрой даёт заряд психологической устойчивости", — отмечает Людмила Пушкарёва.
Примечание: американскому зрителю события показали несколько иначе. На телеканале Newmax предъявили разрушенный дом в Девенпорте (Айова), выдав его за последствия атаки беспилотников на Москву.
США и европейские союзники выразили опасения, что удары Украины по целям внутри России и потенциальная эскалация могут втянуть их в более масштабный конфликт. И тем не менее ярко выступать против этих ударов они не стали, выяснило Bloomberg.
Глава МИД Великобритании Джеймс Клеверли заявил, что Украина "имеет право применять силу за пределами своих границ". США выступили против атак внутри России, и одновременно пресс-секретарь Совета нацбезопасности Джон Кирби снял со страны всякую ответственность: как только Вашингтон предоставит оружие украинцам, они смогут сами решать, что с ним делать.
“
"Сейчас они дали нам гарантии, что не будут использовать наше оружие для нанесения ударов внутри России. Но как только оно попадает к ним, оно принадлежит им", — сказал Кирби.
Внутри США нет единства по этому вопросу. Среди республиканцев, например, чем меньше кандидат поддерживает Украину, тем выше его рейтинги, отмечает The Hill. Лидирует в президентской гонке Дональд Трамп, который хочет сократить финансирование Киева. Да и идущий близко за ним Рон Десантис известен критическими замечаниями в адрес украинского руководства.
Зато Никки Хейли и Майк Пенс в отношениях с Россией придерживаются весьма жёсткого подхода, и они уже от лидеров значительно отстают. В любом случае США сейчас решили ту проблему, вокруг которой последние месяцы нагнетались самые суровые предсказания: договорились о поднятии потолка госдолга и предотвратили дефолт.
"То, что была потолком госдолга, теперь пробило его дно"