В Петербурге состоялась конференция, посвящённая актуальным вопросам правового регулирования сферы искусства "Art Law-2023". Участниками стали представители знаковых для Петербурга и Ленинградской области музеев и культурных пространств, а также Государственного исторического музея и юридической фирмы Zaglio Orizio e Associati из Италии.
Организатор конференции — юридическая фирма "Городисский и Партнёры" — обратила внимание на проблемы интеллектуальной собственности, которые возникают в современных культурных учреждениях, в сфере народных художественных промыслов, стрит-арта, а также при оцифровке музейных коллекций.
Директор санкт-петербургского филиала Виктор Станковский в своей презентации привёл примеры создания и использования товарных знаков в сфере искусства на примере Государственного Эрмитажа, Императорского фарфорового завода, а также ребрендинга логотипа музея-заповедника "Парк Монрепо" в Выборге. Кроме того, обсудили патентование дизайна макетов фортов Кронштадта в качестве промышленных образцов.
Защита от контрафакта
Сегодня музеи, галереи и предприятия народных художественных промыслов активно пользуются инструментами правовой охраны: регистрируют товарные знаки, промышленные образцы, наименование места происхождения товара, идут в суд по интеллектуальным правам, если замечают нарушение исключительных прав и копирование их объектов.
Партнёр, региональный директор "Городисский и Партнёры" Ирина Жигалова отметила, что борьба с недобросовестной конкуренцией и контрафактной продукцией — это основная проблема отрасли народных художественных промыслов.
"До пандемии на рынке было большое количество контрафакта из Китая. Например, только в одном контейнере из КНР было найдено 20 тыс. копий знаменитой на весь мир Семёновской матрёшки. Тогда как Семёновская фабрика выпускает только 50 тыс. игрушек в год. Размеры теневого рынка — невероятные", — подчеркнула Жигалова.
Не так прост NFT
Не менее жаркой выдалась дискуссия о работе музейного права в России. Анастасия Демченко, начальник сектора интеллектуальной собственности Государственного Эрмитажа отметила, что на сегодняшний день по музейному праву сложилась новая практика.
В последние годы ведётся работа по реформированию законодательства о культуре и о музейном деле, но положения о правильном воспроизведении произведений искусства пока остаются незатронутыми. "В какую сторону качнётся маятник музейного права — пока неизвестно. Музеи заинтересованы в расширении форм, видов и способов воспроизведения музейных объектов. И заинтересованы в расширении своего присутствия на самых различных рынках и реальностях", — добавила Демченко.
Начальник юридической службы Государственного Эрмитажа Марина Цыгулева рассказала об истории создания музеем NFT, аукцион по продаже которых состоялся в 2021 году. Процесс их создания происходил с помощью агента, выполнявшего техническую работу, связанную с криптовалютной биржей.
Марина Цыгулева, начальник юридической службы Государственного Эрмитажа
"У агента были исключительные права на новое произведение, куда входили: цифровая съёмка, право воспроизведения и нанесения автографа Михаилом Пиотровским. Потом агент передал права нам. На момент проведения аукциона Эрмитаж обладал всем комплексом исключительных прав для того, чтобы реализовать этот цифровой объект. Дальше агент уничтожил все первичные образцы, которые сопровождали процесс создания NFT-объекта", — заметила Цыгулева.
Также в рамках конференции подробно остановились на проблемах в области правового регулирования разных форм искусства, например, такого популярного направления как стрит-арт, обсудив является ли такое произведение объектом авторского права и региональные законы в этой сфере. Также были затронуты темы заимствования и копирования произведений искусства с точки зрения закона.
Валерий Медведев, управляющий Партнёр юридической фирмы "Городисский и Партнёры"
Ещё один интересный разговор состоялся про особенности работы с дополненной реальностью в искусстве. Закончилась конференция словом управляющего Партнёра юридической фирмы "Городисский и Партнёры" Валерия Медведева и представлением новой практики фирмы Art law.